Сертификат ХАССП Сертификат ХАССП https://www.serconsrus.ru/services/certification-iso/sertifikaciya-haccp-iso-22001/

Двигатель ЯМЗ-238: Регулировка клапанов

Еще в старые добрые 60-е годы начали выпускать на Ярославском заводе 8-ми цилиндровые V-е моторы, которые известны по серии ЯМЗ 238. Конструкция этих моторов довольно простая, поэтому моторы надежные и служат долго без особых проблем. Работают на солярке, их устанавливали в такие грузовики, как МАЗ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. Кстати, буксировка грузовика – не такой простой процесс, поэтому лучше не доводить до поломок во время движения. Сегодня речь пойдет про такой важный момент, как регулировка клапанов ЯМЗ 238.

Для чего нужно регулировать клапанный механизма и подготовка к регулировке

Так как детали двигателя ЯМЗ 238 во время работы нагреваются, то они подвержены упругому расширению. Поэтому периодическая регулировка клапанов нужна для того, чтобы клапана максимально плотно прилегали к седлу в нагретом состоянии. Кроме этого, надо помнить, что во время работы мотора появляются и такие особенности:

  • тепловой зазор, у которого увеличились размеры ухудшит работу камеры сгорания, также детали ГРМ быстрее износятся;
  • если зазор будет слишком мал, то не будет плотного соединения между седлом головки блока цилиндров и клапаном, это приведет к ухудшению характеристик двигателя, также увеличится риск прогара клапанов.

Для начала надо выключить подачу горючего, отключить ТНВД можно, повернув скобу кулисы вниз, она установлена в корпусе регулятора частоты вращения.

Подготовка к регулировке клапанов:

  • дать мотору остыть до 30 градусов;
  • снять клапанную крышку;
  • проверить насколько хорошо затянуты оси коромысел ГРМ, изначально это усилие находится в пределах 120-150 Нм.

Механизм распределения газов

Для подачи воздушной массы к камере сгорания и отвода выхлопных газов предусмотрен отдельный механизм. Он имеет привод от коленвала. Механизм состоит из:

  1. Распределительного вала;
  2. Шестерни привода;
  3. Коромысел;
  4. Толкателей;
  5. Клапанного механизма.

Передача крутящего момента к распределительному валу механизма осуществляется через шестерни. При движении коленчатого вала попеременно открываются впускные и выпускные клапана. Открывание клапанного механизма осуществляется в определенном порядке.

ВНИМАНИЕ: Скорость вращения вала, механизма распределения газов, зависит от скорости, с которой вращается коленчатый вал мотора.

Надо проверить действительные величины «тепловых компенсаторов»

Как утверждает производитель этого мотора – регулировка клапанов нужна в том случае, если величины тепловых компенсаторов вышли за пределы 0,25-0,30 мм. Чтобы точно замерить зазоры 2-х клапанов каждого цилиндра, надо дождаться, когда настанет такт сжатия, а далее надо:

  • сфокусироваться на первом цилиндре;
  • по часовой стрелке (если смотреть на радиатор со стороны передней части авто) провернуть коленвал;
  • также по часовой стрелке с той же стороны, до того момента, пока не закрылся впускной клапан (пока не завершился такт всасывания), то есть торец, который контактирует с носком коромысла, должен подняться в самую верхнюю точку;
  • продолжать крутить коленвал еще на 1/3 оборота или 120 градусов в том же направлении.

Определить номер цилиндра можно так:

  • смотреть на вентилятор со стороны передка авто;
  • самый ближний цилиндр слева – это первый;
  • ближний цилиндр справа – пятый;
  • самый левый – 4-й цилиндр, а самый правый – 8-й.

Также будет интересно: Замена ремня ГРМ: жизненноважный процесс во время обслуживания авто

Прокручивать коленвал можно так:

  • спереди прокручивать коленвал накидным ключом за крепление шкива;
  • сзади за маховик крутить специальным воротком.

Размер зазора можно определить по толщине щупа, который помещается между торцом клапана и приливом коромысла. Клапана не получится откорректировать, если щуп с толщиной 0,25 свободно входит, а уже щуп с толщиной 0,30 входит с натягом. Примерно все тоже самое надо делать и во время тюнинга Москвича, если в нем требуется регулировка клапанов.

Перед регулировкой клапанов на моторе ЯМЗ 238 надо прижать передающие рычаги коромысла:

  • цилиндры 1-4, которые с правой стороны, их выпускные элементы прижать к торцу оси, а впускные детали – к упорной шайбе;
  • с цилиндрами 5-8, которые находятся на левой части головки блока – надо наоборот прижимать.

Регулировка клапанов

Проворачиваем коленвал по часовой стрелке до того момента, пока не закроются клапана первого цилиндра. . От этого момента доворачиваем вал еще на 90о, и при этом следим, чтобы клапана оставались закрытыми. . Регулируем зазоры в обоих клапанах — они должны быть в пределах 0.25-0.30 мм. Проверить это можно соответствующими щупами.

Список Жукова начинается, как и следовало ожидать, с танком, который считается основой поражающей силы российской армии — основного боевого танка Т-90. Танк имеет множество версий и модификаций, адаптированных к конкретным боевым условиям. Т-90, построенные в центральной части России на Нижнетагильском машиностроительном , получают свои двигатели с Челябинского тракторного завода, расположенного примерно в 350 км к югу от Нижнего Тагила. Экспортные версии резервуара, предназначенного для работы в высокотемпературных зонах, оснащены улучшенными системами охлаждения двигателя.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238

Если величина зазора получилась некорректная, то надо сделать такие действия:

  • на регулировочном винте ослабить гайку, она находится на другом конце коромысла;
  • далее надо между торцом «запорного элемента» в камере сгорания и рычагом вставить щуп с необходимой толщиной;
  • затем надо крутить винт при помощи отвертки до того момента, когда появится необходимая величина теплового компенсатора;
  • чтобы винт дальше не крутился, надо гайку зажать;
  • еще раз проверить величину зазора и если она не подходит, то надо будет снова проделать действия выше.

Далее настраивать клапанный механизм надо в порядке 5-4-2-6-3-7-8, в положении, когда закрыт впускной канал цилиндра + 120 градусов по часовой стрелке. В конце надо заново проверить зазоры на каждом клапане. Здесь уже допускается колебание в пределах 0,20-0,35 мм., благодаря неточностям деталей ГРМ.

В самом конце надо:

  • запустить мотор и послушать нет ли стуков;
  • посмотреть в каком состоянии прокладки и при необходимости поменять их;
  • установить на свое место крышки ГБЦ.

Если слышны характерные звонкие стуки в время работы двигателя – это значит, что придется все еще раз перепроверить, каждый клапан и другие узлы ГРМ.

Быстрый способ регулировки клапанов на двигателе ЯМЗ-238

Приветствую, мой Цифровой друг !

В силу того, что мы своими руками перебираем двигатель ЯМЗ 238ДЕ2, то мы столкнулись с операциями по регулировке тепловых зазоров клапанов двигателя.

Основное отличие способов регулировки не в откручивании регулировочной гайки и подкручивании регулировочного винта коромысла, и не в последующем выставлении зазора между клапаном и коромыслом, то есть в процедуре регулировки самого клапана отличий нет. Различия в способах регулировки или проверки теплового зазора клапанов двигателя ЯМЗ заключаются в выставлении ВМТ такта сжатия 1 цилиндра и дальнейшего порядка последовательного подвода поршней цилиндров к ВМТ и у каждого способа или последовательности регулировочных действий есть свои сторонники и противники.

Проверять или регулировать зазоры необходимо на холодном двигателе или только через час после его остановки. Зазоры должны быть отрегулированы на 0,25 — 0,3 мм (допуск 0,2 — 0,4 мм). Для процедуры регулировки клапанов нужен набор щупов для регулирования зазоров, ключ на 19 и широкая отвертка. Очень удобно для регулировки клапанов использовать 2 свечных ключа от бензоинструмента.

Когда мы регулировали тепловые зазоры клапанов на двигателе ЯМЗ-238ДЕ2, то в первый раз мы попробовали способ подвода поршней к ВМТ после срабатывания впускного (левого) клапана когда 2 клапана в закрытом состоянии. По этому способу можно регулировать клапана сначала с 1 стороны двигателя, потом со 2 стороны, последовательно подгоняя поршень очередного цилиндра к ВМТ, после срабатывания левого впускного клапана. Этот способ по моему мнению очень трудоемкий, хотя и позволяет достаточно точно выставить тепловые зазоры.

Подытожим

Перекрываем подачу горючего, снимаем клапанную крышку, проверяем затяжку осей коромысел ГРМ. Затем регулируются впускной и выпускной клапаны мотора в таком диапазоне: 0,25 — 0,3 мм. и такой должен быть порядок регулировки клапанов ЯМЗ 238:

  • надо вращать коленвал за маховик или за шкив, в такт сжатия выставить клапана каждого цилиндра;
  • для проверки зазора надо вставить щуп между торцом клапана и рычагом, который качается;
  • отпустить гайку подналадочного винта;
  • затем поставить щуп;
  • надо крутить винт, что позволит добиться необходимого показателя тепловой компенсации;
  • закрутить гайку;
  • снова с помощью щупа проверить величину зазоров, и если надо, то процедуру повторить;
  • продолжить наладку в таком порядке: 5-4-2-6-3-7-8;
  • прокрутить коленвал и заново проверить величину зазоров, может быть в пределах 0,20 – 0,35 мм.;
  • включить мотор и послушать, нет ли стуков;
  • поставить на место крышку ГБЦ.

Также будет интересно: Плюсы и минусы приобретения авто в лизинг

А далее видео про регулировку клапанов ЯМЗ 238:

Регулировка двигателя ЯМЗ-238

Проверить и подрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма перед началом и по окончании обкатки, но не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД.
Перед регулировкой зазоров клапанного механизма включить подачу топлива скобой регулятора, снять крышки головок цилиндров, проверить затяжку гаек крепления осей коромысел динамометрическим ключом с Мкр 118–147 Нм (от 12 до 15 кг/см).

Технические требования к затяжке по ОСТ 37.001.031-72.

При регулировке зазоров клапанов и повторной проверке их, коромысла прижать:

— на головке правого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к торцу оси; впускных клапанов – к стопорному кольцу.

— на головке левого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к стопорному кольцу; впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапана правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – наоборот.

Для регулировки зазора ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор в пределах 0,25-0,30 мм.

Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить свободно, а толщиной 0,3 мм – с усилием.

При прокручивании коленчатого вала после регулировки клапанов, из-за возможного биения сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, допускается тепловой зазор в пределах 0,2-0,4 мм.

Регулировка зазоров в клапанном механизме обуславливается порядком работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8 и производится в следующей последовательности:

Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) специальным ключом за болт крепления ступицы шкива и наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимается (т. е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/3 оборота.

В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.

Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направления вращения до момента полного закрытия клапанов регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/3 оборота.

Регулировку зазоров в каждом цилиндре произведите, как указано выше.

Регулировка топливной аппаратуры на двигателе ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД:

— Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива.

— Прогреть двигатель до нормального теплового режима.

Рис.14 – Схема регулятора частоты вращения

1 — винт регулировки мощности; 2 — корпус буферной пружины; 3 — гайка колпачковая 4 — болт ограничения максимальной частоты вращения 5 — болт ограничения минимальной частоты вращения

Отвернуть колпачковую гайку и винтом регулировки мощности при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения, установить мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 50 мин-1, которая должна быть (при стандартных условиях по ГОСТ 18509-88) при часовом расходе топлива не более 66 кг/ч;

После регулировки мощности колпачковую гайку навернуть на винт регулировки мощности до упора.

В контрольной карте на двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ должна фиксироваться фактическая величина атмосферных условий, температуры и плотности топлива.

Часовой расход топлива определять весовым способом двухкратным замером времени расхода 500 грамм дизельного топлива, при этом результаты определяются как среднее арифметическое значение двух измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.

Для поддержания постоянной температуры топлива в момент замера расхода, уровень в бачке не должен снижаться ниже 2/3 высоты бачка.

Вокруг погруженных в мерный бачок сливных трубопроводов допускается незначительное выделение мелких пузырьков.

Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. Регулировку производить болтом, на упоре, в котором должен находиться рычаг управления регулятором.

При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при вывертывании – уменьшается.

Установить частоту вращения коленчатого вала в пределах 640-660 мин-1, затем ввернуть корпус буферной пружины до устойчивости частоты вращения.

Частота вращения холостого хода должна быть в пределах 650-750 мин-1.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]