Устройство
- корпус
- воздушная и дроссельная заслонка
- механизм топливного клапана
- диафрагма
- крышка
- главная дозирующей системы
- система холостого хода.
К главной дозирующей системе относятся:
- диффузор Б, выполненный в виде сужения корпуса,
- пластинчатый клапан
- жиклер-распылитель.
Система холостого хода:
- топливный жиклер Г холостого хода
- каналы В и Д холостого хода
- выходные отверстия А
- воздушный жиклер
- винт регулирования состава смеси
- рычажок и упорный винт на оси дроссельной заслонки.
Диафрагма с корпусом и крышкой образует две камеры: верхнюю — над диафрагмой и нижнюю — под диафрагмой.
Верхняя камера с помощью клапана сообщается с топливным баком через клапан, а жиклер-распылитель и выходные отверстия, А — со смесительной камерой карбюратора.
Нижняя камера балансировочным отверстием соединяется с атмосферой. Рычажок пружиной удерживает клапан в закрытом состоянии.
Рисунок 1. а — общий вид (верхний); б — схема работы (нижний рисунок);
1 — корпус; 2 — дроссельная заслонка; 3— упорный винт; 4 — винт регулирования состава смеси; 5 — автоматический клапан; 6 — воздушная заслонка; 7 — воздушный жиклер; 8 — жиклер-распылитель; 9 — диафрагма; 10 — кнопка утопителя; 11 — пружина; 12 — рычажок; 13 — крышка корпуса; 14 и 15 — клапаны.
2.4. Пусковой двигатель. Неисправности.
На дизеле Д-240Л трактора МТЗ-80Л установлен пусковой двигатель ПД-10У мощностью 7,37кВт (рис. 2.1.65, 2.1.66).
Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: | на холостом ходу | 3900 — 4200 |
под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала дизеля | 3500 — 3800 | |
Диаметр цилиндра, мм: | номинальный | 72,00 — 72,03 |
допустимый | 72,17 | |
Диаметр поршня, мм: | номинальный | 71,79 — 71,82 |
допустимый | 71,50 | |
Зазор между кольцом и канавкой поршня, мм | 0,23 | |
Толщина дисков сцепления, мм: | ведомого или ведущего | 7,5 |
прижимного | 5,5 |
Снижение мощности пускового двигателя, сопровождаемое уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы. Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45МПа. Снижение компрессии до 0,3МПа указывает на предельный износ цилиндропоршневой группы или на пригорание и закоксовывание поршневых колец. Перебои в работе двигателя и потеря мощности могут определяться неисправностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания. Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето. Замедленное прокручивание коленчатого вала дизеля при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе её роликов или фигурной втулки. Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя. Скрежет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков. Техническое состояние пускового двигателя можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения коленчатого вала без нагрузки (нa холостом ходу). Заниженная частота вращения на холостом ходу является следствием засорения воздухоочистителя, нарушения регулировки карбюратора, неисправности свечи зажигания, неправильной регулировки пружины регулятора частоты вращения. Если максимальная частота вращения на холостом ходу находится в пределах нормы, то проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля с выключенной подачей топлива. Если частота вращения при прокручивании коленчатого вала дизеля и исправных системах питания и зажигания ниже указанного предела, то это свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя.
Принцип работы
Перед пуском холодного двигателя воздушную заслонку закрывают. При этом дроссельная заслонка открывается под действием пружины регулятора пускового двигателя. После продолжительной остановки двигателя, необходимо нажать на кнопку утопителя.
- При этом диафрагма нажимает на рычажок, клапан открывается, и топливо поступает в камеру над диафрагмой.
- При вращении коленчатого вала двигателя в смесительной камере карбюратора создается разрежение.
- Под действием разрежения топливо поступает через жиклер-распылитель.
- Топливовоздушная смесь через распыливающие отверстия холостого хода, подается в смесительную камеру, образуется переобогащенная горючая смесь.
- Это создает условия для надежного пуска двигателя.
- Сразу после пуска горючая смесь обедняется, так как включается в работу автоматический клапан на воздушной заслонке.
- По мере прогрева двигателя воздушную заслонку открывают.
Схема устройства пускового двигателя ПД-10
Пусковой мотор данной марки состоит из целого ряда узлов и представляется сложным техническим агрегатом, предназначенным для обеспечения стабильного старта двигателя трактора МТЗ. Изучая его устройство, можно выделить следующие ключевые элементы конструкции:
- цилиндр. Крепится на картере с помощью гаек. Продувочные каналы, удачно расположенные по касательной к окружности узла, позволяют снизить утечку смеси с выхлопом. Головка цилиндра оснащена запальной свечой;
- поршень. Производится из высокопрочного алюминиевого сплава. Его отличительной чертой является сферообразное дно, что позволяет повысить качество очистки цилиндра от отработанного газа. Желая добиться правильного положения поршня, следует разместить его таким образом, чтобы стрелка на его дне, указывала в сторону задней полуоси коленвала;
- шатунный механизм. Изготовлен из стали специальной марки, оснащен втулкой из бронзы. Головки механизма неразъемные, а подшипник двухрядный, роликового типа;
- шестерни;
- коленвал. В качестве его опоры выступают роликовые подшипники, с резиновыми уплотнителями-сальниками. Для того, чтобы выровнять центробежную силу, колена щек оснащены специальными утяжелителями;
- система охлаждения агрегата подключена к аналогичной системе основного мотора.
Обязательно почитайте: Как выставить зажигание на Т-40
Эти элементы являются ключевыми и принимают наиболее активное участие в работе данного двигателя. В то же время существует множество других составных частей, вроде штифтов, колец, окон и прочих комплектующих.
Холостой ход
После пуска двигателя дроссельная заслонка под действием регулятора закрывается, а воздушная открывается. В диффузоре Б, разрежение мало, поэтому топливо из жиклера-распылителя не поступает. Топливовоздушная смесь проходит в смесительную камеру через отверстие А, так как за дроссельной заслонкой большое разрежение.
Величина открытия дроссельной заслонки определяет минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
Положение заслонки и качество горючей смеси регулируется винтом.
Обслуживание ПД-10
Как правило, пускач не потребует от владельца много времени для проведения работ по обслуживанию узла. Важно помнить о том, что использование топлива в чистом виде, без предварительной смеси с маслом категорически запрещается, так как это может повлечь повреждение двигателя и последующий выход его из строя.
Для того, чтобы заправить двигатель, потребуется в чистой емкости смешать чистый бензин надлежащего качества и моторное масло, строго соблюдая пропорции 15:1. Необходимо использовать при заправке специальную воронку-фильтр, которая позволит избежать попадания крупных и мелких загрязнений во внутренние узлы агрегата.
Схема ПД-10
По мере использования, следует промывать отстойник бачка для топлива, а также своевременно промывать или заменять воздушный фильтр. Рекомендуется делать это каждые 480 часов использования. Поскольку многие проблемы, возникающие с пускачом, связаны с неудовлетворительной чистотой воздушного фильтра, следует его периодически демонтировать и очищать, придерживаясь следующей инструкции:
- Снять защитный колпачок очистителя воздуха и ограничительный механизм.
- Снять фильтр.
- Промыть его в солярке, после чего, смочить маслом.
- Установить фильтр, ограничительный механизм и колпачок.
Необходимо уделять должное внимание и обслуживанию редуктора, работающего в связке с ПД-10. Прежде всего, следует заменять масло после 960 часов работы, а его долив осуществлять каждые 480 часов, по мере необходимости.
С подобной периодичностью следует проверять работоспособность сцепления узла. При эксплуатации, необходимо помнить о том, что время работы пускача не должно быть больше 10 минут, иначе существенно возрастает вероятность его выхода из строя.
Настройка и регулировка
От правильной настройки двигателя, в том числе и ПД 10у, зависят его технические показатели, а также стабильность и эффективность работы. Регулировка устройства осуществляется в несколько этапов, первым из которых принято считать настройку карбюратора.
Обязательно почитайте: Как сделать шнек своими руками
Для этого, следует установить длину тяги между заслонкой и регулятором, после чего, отрегулировать работу двигателя на низких оборотах. После этого, приступают к регулировке коленвала, что можно сделать с помощью соответствующей пружины. Чем больше она сжата, тем на более высоких оборотах работает двигатель.
Затем, необходимо приступать к настройке системы зажигания, а последним, заключительным этапом, станет настройка механизма, отвечающего за выключение шестеренки привода.
Режим работы под нагрузкой
При увеличении нагрузки на пусковой двигатель дроссельная заслонка открывается, разрежение в диффузоре увеличивается, топливо поступает в смесительную камеру через жиклер-распылитель. По мере открытия дроссельной заслонки, больше топлива подается в смесительную камеру.
Разрежение понижается у отверстий холостого хода, при открытии дроссельной заслонки. Поэтому топливо через эти отверстия не поступает, а распространяется только через жиклер-распылитель.
По мере расходования топлива из камеры, над диафрагмой давление становится ниже атмосферного давления под диафрагмой.
Под действием разницы давлений диафрагма прогибается вверх, нажимает на рычажок и открывает клапан. Верхняя камера над диафрагмой заполняется топливом. Давление над диафрагмой и под ней выравниается по мере заполнения верхней камеры, и диафрагма перемещается вниз. Клапан под действием пружины закрывается, так цикл повторяется.
Старт пускового двигателя
Для того, чтобы завести трактор с пускача выполните следующие действия:
а) Откройте бензокран. Подкачайте топливо в карбюратор и закройте заслонку подачи воздуха. Добавить бензин в цилиндры можно через кран декомпрессора, после чего кран закрыть.
б) Заведите узел пускового шнура в один из пазов на маховике пускового двигателя и намотайте шнур на маховик по часовой стрелке, если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика; второй конец шнура необходимо держать в руках; категорически запрещается наматывать шнур на руку, так как при обратной вспышке может руку затянуть на маховик, что приведет к тяжелым увечьям;
в) Рывком потяните на себя конец шнура, пусковой двигатель должен начать работать. Если двигатель не начал работать, повторите пуск. Если двигатель не удалось пустить рывками, очистите кривошипную камеру от конденсата топлива, для чего выверните спускную пробку картера, разъедините привод и свечу и, проворачивая коленчатый вал за маховик, продуйте кривошипную камеру. После продувки заверните пробку, закрепите провод на свече и повторите пуск двигателя.
Как завести трактор с пускача
г) После пуска прогрейте пусковой двигатель сначала на малых оборотах, а затем переведите двигатель на обороты, ограничиваемые регулятором.