В статье речь пойдет о тракторе Т-28, уникальной модели сельскохозяйственной машины, запуск производства которой пришелся на конец 50-ых годов прошлого века. Несмотря на такой почтенный возраст, Т-28 можно встретить и в наше время – это говорит о поразительно высоких показателях надежности техники, и еще раз подтверждает, что вещи, созданные советскими инженерами, делались «на века».
Трактор Т-28 выпускался на Владимирском тракторном заводе в период с 1958 по 1964 год. За столь ограниченные временные рамки, инженеры и конструкторы завода спустили с конвейера более 80.000 машин. Такие объемы производства показывают, что сельскохозяйственная машина подобного типа была по-настоящему востребована. Трактор модели Т-28 проектировался для работы достаточно узкого профиля – обработка земли и сельскохозяйственных культур. В народе машину называли «Владимирцем».
Рисунок 1. Трактор Т-28 «Владимирец»
Чем отличался трактор
- Колесная машина с классом тяги 0,9 с приводом на заднюю ось.
- Дизельный мотор с жидкостной схемой охлаждения. Простой в обслуживании, экономичный и надежный агрегат.
- Механическая трансмиссия с муфтами свободного хода, понижающие редукторы на приводе колес, в модификациях ведущий передний мост, обеспечивали маневренность и проходимость машины.
- Регулируемые по величине клиренс и колея колес задней оси.
- Высокий агротехнический просвет позволял вести обработку рядных посадок растений с разной высотой стеблей.
- Пневмоколеса передней оси имеют меньший диаметр чем задние, последние выполнено с крупными диагональными грунтозацепами, что обеспечивает проходимость на слабых грунтах.
- Трактор оказывает малое давление на грунт, незначительно повреждает почвенный слой.
Трактор Т 28
Основные модификации
Трактор Т-28, выпускаемый на Владимирском тракторном заводе, после запуска производства получил широкую известность. Такая отличная машина получила огромное количество модификаций, удовлетворяющих нуждам самых разных отраслей сельского хозяйства. Выпускались представители модельного ряда не только во Владимире, но и в городе Ташкент, на территории которого также находился известный завод-производитель тракторов.
- Т-28Х – первенец Ташкентского тракторного завода, отличался от своего предшественника увеличенным уровнем дорожного просвета.
- Т-28Х2 – модификация повышенной мощности. Дизельная установка этой модели обладала большим количеством «лошадок» под капотом (40).
- Т-28Х4 – еще одна «МОЩНОСТНАЯ» модификация, количество лошадиных сил выросло до 50. Выпускался Ташкентским заводом с 1970 по 1995 годы.
- Т-28А – модель получила передний привод и постоянную колею направляющего колесного моста.
- Т-28П – трактор получил полный привод, необходимый для пахотных работ.
На каких работах использовалась машина
Особенности трактора не позволяли применять агрегат для пахоты, боронования тяжелых, целинных почв, обрабатывать большие по площади угодья. Т 28 эффективно применялся на малых освоенных полях, садовых насаждениях, парковых зонах для подготовки почвы, посадки агрокультур, уходу за ними, защите растений от вредителей и болезней, сборе и транспортировке урожая. Трехколесные модификации машины удачно вписались в технологии возделывания хлопка. Полунавесной прицеп обеспечивает перевозку небольших партий груза.
Обязательно почитайте: Трактор т 40 ам
Правила эксплуатации и обслуживания
Эксплуатация Т-28 должна проводиться по таким правилам:
- как и у всех колесных тракторов, у Т-28 необходимо контролировать давление в шинах;
- работать за рулем разрешается лишь при закрытой дверце кабины;
- используйте навесные устройства только убедившись, что все крепления закреплены правильно;
- перед включением машины проверьте уровень топлива;
- контролируйте уровень масла;
- используйте только рекомендованное топливо, не заливайте топливо плохого качества;
- вовремя проводите очистку топливных фильтров.
Обслуживание трактора выполняется согласно инструкции пользователя, а именно:
- поскольку новых моделей Т-28 нет, обкатку и приработку ключевых деталей двигателя выполнять не нужно;
- перед каждым началом сезонной эксплуатации (если трактор находился на простое), обновите топливо и масло;
- никогда не оставляйте трактор на хранение с жидкостями — сливайте масло и топливо;
- не храните технику в сырости — рекомендуется накрыть трактор брезентом и следить за плюсовой температурой в помещении, где он находится;
- перед запуском двигателя проверьте наличие бензина в пусковом двигателе;
- раз в сезон (весна-лето/ осень-зима) проводите полную профилактику всех движущихся частей, креплений, КПП, карбюратора, при необходимости почините или замените изношенные детали.
Для новых моделей требуется обкатка для увеличения срока эксплуатации трактора, чтобы все детали притерлись и вошли в пазы. Данная процедура занимает около 6-8 часов, в течении которых трактор эксплуатируется на 50 % своей мощности. По завершению процедуры необходимо заменить моторное масло.
Для тракторов б/у обкатка не нужна.
По окончании сезона работы, трактор необходимо законсервировать. Его надо очистить, поставить его в сухое место, слить масло, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.
Т 28 — технические характеристики
Параметр | Ед. измер. | Показатель |
Изделие | тяговый агрегат с формулой колесной платформы 4х2 | |
Обозначение модели, класс по тяге | Т-28 0,9 | |
Габарит Д/В/Ш | м | 4,075/2,92/2,1 |
Колея по задним колесам | мм | 1800…2400 |
Вес | т | 2,5 |
Клиренс | м | 0,825 |
Диапазон скоростей передвижения | км/час | 0,41-15,47 |
Число режимов коробки вперед/реверс | 6+3/2 | |
Сцепление | однодисковое фрикционного типа сухое | |
Управление | механическое, рулевое | |
ВОМ | об/мин | 540 |
Силовая установка | ||
Изделие | Д-28 с закрытой жидкостной схемой охлаждения | |
Мощность цилиндры потребность в горючем | л. с. г/л. с.ч | 28 2 в продольном блоке 185 |
Отреставрированный Т 28
Возможные неисправности и их устранение
С какими неисправностями чаще всего сталкиваются владельцы Т-28 и как устранить неполадки — смотрите таблицу ниже. Неисправности, причину которых не получается установить самостоятельно, необходимо устранять в специальных ремонтных центрах. Если вы сталкивались с проблемой и успешно ее устранили, оставьте свой отзыв о ремонте трактора Т-28 в комментариях к данной статье.
Таблица 1. Основные неисправности трактора Т-28
Неисправность и ее причина | Как устранить |
1. Засор топливопровода (скопление отходов из топлива). | Промывка и продув топливопровода. |
2. Нарушена регулировка топливного насоса. | Съем и регулировка насоса. |
3. Дым из двигателя (перегрузка или холодный двигатель). | Дополнительное время на прогрев. Сбавить обороты, уменьшить нагрузку. |
4. Любые инородные шумы при работе двигателя (износ колец поршня, увеличение зазора между подшипниками, стук в поршне). | Замена колец или поршня, замена подшипников, шлифовка коленвала. |
5. Повышенный расход масла. | Проверить состояние поршневых колец, проверить, нет ли течи масла. |
Основные детали и узлы
Остовом машины является полурама жестко соединенная с картерами трансмиссионных устройств. Энергоустановка. Дизельный мотор Д-28 на 4 рабочих такта с 2 цилиндрами и жидкостной системой отвода тепла. Надежный, ремонтопригодный агрегат не требовательный к качеству горючего.
Силовая трансмиссия
- Муфта сцепления в однодисковом исполнении, управляется тягой от педали. Вращение на первичный вал КПП передает торсионный вал.
- КПП механического типа на 6 основных режимов и 3 дополнительных для движения вперед и 2 на реверс. Управляется 2 рычагами.
- Муфты свободного хода обеспечивают снижение передачи при пробуксовке колес.
- Блокировка планетарного редуктора заднего моста увеличивает проходимость машины.
- Понижающие редукторы ведущих колес уменьшили нагрузки на трансмиссию, увеличили ее долговечность.
- Привод передних колес модели 28А цепной от вторичного вала КПП.
Управление воздействуя на передние колеса через рулевой вал, карданно-червячный механизм, систему тяг. Рабочее оборудование. Скомплектовано из:
- гидросистемы в раздельно-агрегатном исполнении;
- узлов навеса и прицепного устройства;
- ВОМ и шкивом привода.
Музейный экспонат — «Владимирец» Т-28
Кабина
В первых модификациях не предусматривалось. Позже — каркасного типа, не герметизированная.
Модификации и аналоги Т-28
- 28Х -трехколесная модель для обработки посадок хлопчатника, трактор Т 28Х4М комплектовался мотором с воздушной схемой охлаждения Д-144 на 50 л. с.
- 28А машина с приводом на обе оси.
- 28 П агрегат для пахотных работ с догружателем на задние колеса.
- 28 М — мотор Д-30, догружатель.
Технические характеристики
Машина, отличавшаяся достаточно скромными габаритами, имела некоторые характерные особенности. Среди таких конструкционных отличий можно отметить возможность регулировки уровня дорожного просвета, задний привод и возможность замены задних колес. Предполагалось, что заменив колеса более маленькими видами, трактор может быть использован для работы между рядами. Т-28 относится к моделям полу-рамного типа и приводится в движение с помощью дизельной установки. Возможность установки колес «обратной» стороной позволяла использовать трактор на поверхностях с любым уровнем уклона.
Габаритные размеры и вес трактора Т-28
Трактор, основным предназначением которого стали сельскохозяйственные пропашные работы, был спроектирован на основе советской машины ДТ-24. К середине 50-ых годов 20 века, ДТ-24 уже не мог успешно конкурировать с новейшими западными аналогами, ввиду чего советское руководство установило инженерам задачу спроектировать трактор с улучшенными характеристиками. Работа была проведена колоссальная, «Владимирец» получился мощнее и экономичнее, а управлять им стало намного проще.
От предшественника трактор Т-28 отличался достаточно сильно. Общий вес сельскохозяйственного агрегата равен 2,5 тонны – это практически на четыреста килограмм меньше, чем у ДТ-24. Экономичность заключалась не только в меньших затратах на металл, новая модель обладала дизельной установкой с намного меньшим расходом топлива.
- Длина трактора – 4,075м.
- Ширина трактора – 2,1м.
- Высота трактора – 2,92м.
- Дорожный просвет (клиренс) – 0,825м.
- Ширина колеи – от 1,8м до 2,4м.
- Вместимость топливного бака – 90л
Рисунок 2. Трактор Т-28.
Двигатель
Так как двигатель для Т-28 производился на Владимирском тракторном заводе, создатели смогли еще больше удешевить и без того не сильно дорогую машину. Первые версии «Владимирца» были снабжены четырехтактной дизельной установкой «Д-30». Такой движок обладал мощностью от 26 до 28 лошадиных сил, а средний расход топлива составил 205Г/Л.С. за один час. Установка была снабжена воздушной системой охлаждения. Из дополнительных функций – встроенный счетчик МОТОЧАСОВ.
Несмотря на относительно малую мощность установки, свою работу она выполняла полностью. Сельскохозяйственная деятельность не предполагает большого количества «лошадок» под капотом, а для других отраслей «Владимирца» использовать не собирались.
КПП
Т-28 мог похвастаться коробкой переключения передач с шестью ступенями переднего хода, и двумя ступенями заднего. Развиваемая трактором скорость находилась в диапазонах от 0,45 км/ч до 25,1 км/ч, что для того времени было достаточно неплохим уровнем. КПП комплектовалась муфтами свободного хода, а также двух-шестеренчатой зубчатой, конической передачей. Наличествовали двойные карданные передачи, установленные на полуосях и редуктор переднего колесного моста.
Наличие муфт свободного хода позволило избавиться от некоторых проблем с переключением передач во время пробуксовки. В момент буксования, когда передняя колесная пара зарывалась в грунт, переключение передачи происходит автоматически.
Устройство кабины
Первый промах, допущенный конструкторами, заключался в отсутствии кабины в стандартной комплектации трактора Т-28. Этот недостаток инженерам пришлось одобрить перед запуском производства, ввиду того, что государству требовалась недорогая машина, обладающая хорошими характеристиками и показателями производительности. Упор проекта «Владимирца» был сделан на простоту, все рычаги управления транспортом располагались около руля и водительского сиденья.
Несколько позже начала производства трактор получил свою кабину, однако делу это не сильно помогло. Кабина была выполнена в одноместном, цельнометаллическом варианте. Метало-каркасное изделие хоть и обладало повышенной прочностью, однако ни о каком удобстве и комфорте для водителя-оператора говорить не приходилось. В кабину были перенесены все органы управления – контрольные счетчики, рулевая стойка и рычаги управления транспортным средством.
Рисунок 3. Трактор Т-28 без кабины
Управление трактором Т-28
Управление осуществлялось с помощью рулевого механизма, состоял который из рулевой стойки и карданной передачи. Оператор со своего места активировал рычаги коробки переключения передач, а также мог пользоваться стандартным набором водителя – тормозом и сцеплением. Работа всех важных узлов и механизмов контролируется оператором с помощью приборной панели. Одним из главных функциональных преимуществ, позволяющих трактору не буксовать даже на увлажненном грунте, является наличие механизма для изменения угла поворота направляющего колесного моста.
Ходовая и трансмиссия
Ходовая часть Т-28 не предусматривает наличие упругих элементов подвески. В целях продления срока эксплуатации машины, конструкторы уплотнили и упрочнили рессорный узел. Сельскохозяйственный агрегат обладает задним приводом. Основной особенностью трактора стала возможность настройки ширины колеи и высоты дорожного просвета, что поспособствовало расширению возможностей для использования машины.
Рисунок 4. Трактор Т-28.
Стоимость на вторичном рынке
Предложения по Т 28 (на ходу в работоспособном состоянии) ограничиваются 1200-1300$, машину после полного ремонта с комплектом дополнительного оборудования оценивают вдвое дороже.
Трактор Т-28 механизировал труд селян на малых угодьях, садах, виноградниках, посадках технических культур. Удачная конструкция дизеля, силовой передачи обеспечили работоспособность отдельных машин по настоящее время. Фермеры, владельцы небольших наделов пашут на агрегатах землю, ухаживают за посадками убирают урожай. Трактор ремонтируется без использования специальных инструментов, запчасти доступны.
Эффективен при уходе за агрокультурами рядной посадке, заготовке зеленой массы на корм животным. В трехколесной модификации использовался на посадках хлопка.
Особенности
При разработке трактора Т-28 за основу была взята модель ДТ-24 и наиболее актуальные для того времени агрегаты. Двигатель трактора закреплен на полураме, крепко соединен с коробкой передач. Задние колеса имеют большой диаметр, твердую подвеску и являются ведущими. Передние колеса являются направляющими и имеют маленький диаметр.
Трактор Т-28 обладает регулируемой колеей и таким же просветом направляющих колес. Для работы между рядами существует возможность установки на трактор колес меньшей ширины взамен задних ведущих. Есть возможность увеличения колеи во время работы на крутых участках с помощью установки ведущих колес наоборот.
На тракторе Т-28 стоит Д-28 – четырехтактный двигатель, имеющий два цилиндра и систему воздушного охлаждения, а также выпускавшийся там же, на Владимирском заводе. Он обладает мощностью в 28 лошадиных сил. Трансмиссия у трактора механическая. Есть еще специальный пусковой двигатель ПД8, который осуществляет запуск основного двигателя.