Мотоблок – незаменимый помощник любого дачника или огородника. Он позволяет собственными силами подготовить землю к посадке овощей, устранить сорняки. Мотоблок может быть бензиновым или дизельным. Последний благодаря хорошей тяге подходит для обработки твердой, тяжело поддающейся рыхлению почвы. Поговорим более подробно, чем отличается дизельный мотоблок от бензинового и как его выбрать.
Устройство и принцип работы
Дизельный мотоблок состоит из следующих частей:
- рама;
- двигатель;
- редуктор;
- вал отбора мощности;
- ручки с органами управления;
- колеса;
- оборудование для рыхления почвы.
Принцип работы техники очень просто. Дизельный двигатель приводит в движение колеса и насадку для рыхления. Оператор устройства, опираясь на ручки, толкает его вперед с легким наклоном. В результате насадка контактирует с почвой и начинает ее разрыхлять. Движение от двигателя на нее передается с помощью редуктора.
Несмотря на вес, с мотоблоком работать гораздо легче, чем с ручным. Это обусловлено тем, что его частично приводит в движение мотор.
Также на некоторые модели можно подключать навесное оборудование. В таком случае конструкция включает в себя вал отбора мощности. Именно с его помощью на такое оборудование передается энергия.
Устройство
Классический двигатель мотоблока – это одноцилиндровый четырехтактный мотор внутреннего сгорания.
Коленчатый вал этого двигателя установлен в двух шариковых коренных подшипниках и с одной стороны имеет посадочный конус под маховик, он же ротор зажигания и вентилятор охлаждения, с другой-коническую или цилиндрическую посадку под шкив или муфту сцепления.
Шатун двигателя мотоблока – это разъемная конструкция, работающая непосредственно по шейке коленвала как подшипник скольжения.
Смазка пары трения осуществляется захватывающим масло выступом на нижней крышке шатуна, принудительная подача масла от насоса не предусмотрена.
Цилиндр установлен под небольшим углом к горизонтали, его рубашка охлаждения отлита за одно целое с картером, и в нее впрессована чугунная гильза. Это решение удешевляет производство двигателя, но делает его ремонт более сложным, так как замена цилиндра невозможна.
Смазка цилиндропоршневой группы осуществляется брызгами масла, создаваемыми шатуном и противовесами коленвала при его вращении. Прежде всего необходимо знать, какое масло лить в мотоблок, какое заливается в редуктор и в 4 тактный мотор.
Более подробно о работе одноцилиндрового двигателя смотрите на видео:
В зависимости от компоновки газораспределительного механизма двигатель может быть:
- Нижнеклапанным (SV) – распредвал расположен в картере и через короткие толкатели приводит непосредственно клапана, расположенные сбоку от цилиндра. Головка цилиндра в таких двигателях – это простая отливка с камерой сгорания специфической (кардиодной) формы.
- Нижнеклапанная компоновка – старейшая, применяемая в наше время, ей почти сто лет. Такие моторы за счет крайней простоты дешевы и надежны, но их главный недостаток – низкая удельная мощность.
- Также часто употребляется неверный термин «двигатель с боковым расположением клапанов», появившийся как буквальный перевод английского side-valveиз-за незнания принятого с 30-х годов ХХ века в русском языке термина «нижнеклапанный».
- Верхнеклапанные (OHV) моторы также имеют распредвал, установленный в картере, но сами клапана уже находятся в головке цилиндра и приводятся в действие длинными штангами через коромысла.
- За счет более компактной и выгодной формы камеры сгорания верхнеклапанные моторы заметно мощнее нижнеклапанных, но вместе с тем просты в сборке и настройке. Это наиболее распространенный тип двигателей в садовой технике.
- Верхневальные (OHC) отличаются тем, что и распредвал у них перенесен в головку цилиндра. Они более сложны по сравнению с моторами OHV, а выигрыш в мощности имеют только на высоких оборотах, что для мотоблоков мало актуально. Тем не менее некоторые производители, например – Subaru-Robin, применяют и эту схему.
Разновидности
В зависимости от возможности подключения навесного оборудования техника бывает:
- с валом отбора мощности;
- без вала отбора мощности.
В зависимости от веса и мощности агрегаты делят на:
- сверхлегкие;
- легкие;
- средние;
- тяжелые.
Сверхлегкая техника включает в себя небольшие по размерам и не тяжелые (до 20-25 кг) устройства. Они идеально подходят для обработки дачных участков площадью 10-15 соток. Главное достоинство этого вида техники – компактность, которая облегчает хранение и транспортировку агрегата. Также сверхлегкие агрегаты очень маневренны, с ними легко работать. Они хорошо управляются.
Легкие имеют сравнительно небольшой вес (до 50 кг) и обычно не мощнее 5 л/с. Они способны выполнять незначительный объем работы с не очень интенсивными нагрузками. Достаточно быстро перегреваются. В силу этого больше всего подходят для дачных участков, небольших приусадебных хозяйств.
Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович
В силу мощности результат работы легкого и сверхлегкого агрегата близок к результату ручной обработки земли лопатой.
Средние дизельные мотоблоки имеют больший вес (до 100 кг) и двигатель мощностью до 8 л/с. Часто их конструкция предусматривает задний ход, возможность переключения передач. Рассчитаны на обработку больших по площади земельных участков. Неплохо справляются с нагрузками, хорошо разрыхляют твердую почву.
Обычно на средние устройства категорию техники устанавливают вал отбора мощности, который позволяет использовать различное навесное оборудование. На легких он чаще всего отсутствует.
По сути, представляют собой двухколесный минитрактор. Обычно мощность такой техники 10 л/с или больше, а вес переваливает за 100 кг. Обладают хорошей производительностью, достаточно выносливы, все модели допускают применение навесного оборудования. Благодаря этому хорошо подходят для обработки больших земельных участков, в том числе профессиональной, в фермерских хозяйствах.
В зависимости от типа охлаждения двигателя можно выделить мотоблоки с:
- воздушным охлаждением;
- водяным охлаждением.
Первый тип имеет на цилиндре специальные ребра, на которые принудительно нагнетается воздух. Это простая конструкция, которая редко ломается и дешевле стоит. У вторых система охлаждения аналогична автомобильной и использует антифриз. Они дороже, но гораздо реже перегреваются.
Какое охлаждение стоит на Вашем мотоблоке?
ВоздушноеВодяное
Запускаться техника может:
- вручную;
- с помощью стартера.
Трансмиссия агрегата может быть:
- ременной;
- цепной;
- шестеренчатой.
Ручной вариант менее удобен, зато несколько дешевле.
Ременная трансмиссия самая дешевая и простая в обслуживании. Однако при серьезных нагрузках она пробуксовывает, ремень со временем растягивается.
Цепная трансмиссия более надежна. Самой эффективной и надежной считается шестеренчатая. Ее устанавливают на тяжелых машинах, которые подвергаются значительной нагрузке.
Колеса у агрегата могут быть:
- пневматическими – традиционный вариант с шинами, накачанными воздухом;
- монолитными – вместо пневмошин стоят монолитные, без воздуха внутри.
Первый вариант легче, но имеет чуть худшую проходимость. Второй лучше идет по «целине», однако обладает большим весок.
Бензиновые мотоблоки среднего класса
Средние мотоблоки значительно экономичнее по расходу топлива, чем легкие, и намного мощнее. Прямая моторная передача позволит подключить навеску на вал отбора мощности.
Daewoo Power Products DATM 80110 8 л.с.
Средний бензиновый мотоблок массой 86 кг с 4-х тактным ДВС Daewoo 225 серии. Объем равен 225 куб. см. Мощность составляет 8 л.с. Данный мотоблок имеет небольшие габариты: длина 77 см, ширина 44 см, высота 87 см. Коробка передач механического типа с 3 передачами. В комплекте 8 фрез. Ширина обработки почвы регулируемая — 60-110 см, а глубина составляет 30 см.
Пользователи отмечают, что благодаря скорости вращения фрез в 140 об/мин агрегат позволяет обработать большой участок за короткое время.
Были выявлены следующие преимущества данной модели:
- чугунный корпус коробки передач;
- большие колеса;
- металлический каркас;
- мощность;
- надежность;
- легкость в управлении.
Недостатки:
- дорогое топливо;
- высокая стоимость дополнительных деталей.
Отзывы покупателей
Maibal H.
Мощный. Выдерживает запредельные нагрузки. Фрезы очень прочные. Легко запускается даже в мороз. Приятно удивлён расходом топлива в режиме вспашки. Заметно больше расход в режиме снегоуборки. Подошёл к нему отечественный навесной снегоуборщик. Очень прост в обслуживании. Полностью мою мойкой высокого давления, запускается сразу.
Эдвард
Пришел в очень компактной упаковке колеса маленькие я думаю это именно для компактности упаковки (но мне они и не понадобились за два года) . Докупил навесное все подходит от невы культивирую, окучиваю, и беру картофель с помощью него. Вещь конечно полезная для меня и родителей. Это мой первый мотоблок (брал в мае 2021г. за 40т.р.) Качество среднее и цена тоже. Моя общая оценка 4.
ЗУБР МТБ-400 7 л.с.
Лекоуправляемый и мощный мотоблок ЗУБР МТБ-400 станет отличным помощником в рыхлении земли. Достаточно габаритный аппарат: длина 1 м 45 см, ширина 77 см, высота 1 м 20 см. Вес равен 81 кг. Имеет бензиновый 4-х тактный двигатель с 1 цилиндром. Его мощность достигает 7 л.с., а объем равен 212 куб. см. Объем топливного бака — 3,6 л. Механическая коробка передач 3+1. В комплект входят 6 пневматических фрез. Ширина обработки участка достигает 60-85 см, в глубину — 35 см.
Данный мотоблок очень мощный, так как позволяет обработать до 2000 кв. м. Пользователи отмечают хорошую комплектацию мотоблока. В нее входит сошник в сборе с транспортировочными колесами, масло и комплект крепежа.
В ходе эксплуатации были выявлены следующие плюсы:
- удобство использования;
- мощность;
- низкая цена;
- большие колеса.
Минусы данной модели:
- неполная комплектация;
- не всегда некачественная сборка.
Отзывы покупателей
Cegrom
Комплектация фрезы, передний адаптер цельная труба а не как у некоторых полые ,сцепка , транспортировочные колеса , сошник , отвертка , свечник ,масло трансмисионное 2 литра. Пока обкатываю на телеге и вожу немного груза. Чем то схож с веймой 900-3. Я доволен
Нева МБ-23-Y (MX300) с редуктором МультиАгро 12 л.с.
Один из самых мощных мотоблоков среди средних бензиновых. Масса мотоблока Нева равна 86 кг. 4-х тактный бензиновый двигатель объемом в 305 куб. см. Мощность которого достигает 12 л.с. Тип коробки передач — механический. Есть 8 передач вперед и 4 назад. Топливный бак — 3 л. В комплектацию входят 4 пневматических колеса диаметром 36 см. Ширина обработки достигает 85 см, а глубина — 25 см.
Покупатели отмечают наличие редуктора Мультиагро и возможность разблокировки дифференциала привлекательным в модели Нева при выборе средних мотоблоков.
В ходе эксплуатации были выявлены следующие преимущества:
- высокая мощность;
- надежность;
- качественная обработка почвы.
Из недостатков можно отметить:
- сложность управления;
- некачественное крепление.
Отзывы покупателей
Алексей А.
Впечатлений много, в основном — все положительные. Одному с непривычки нелегко менять навески. Без опыта и нехитрых приспособ — нужен вначале подсобник. Но пара подпорок — и можно менять одному. По высоте они должны быть подобраны. Мне подошла нерабочая звуковая колонка — как раз пониже табуретки.
Игорь К.
Хороший мотоблок, запускается очень легко, редуктор показал себя с очень хорошей стороны, стандартная комплектация тоже очень порадовала.
Использую уже больше года и за это время только раз выполнил техническое обслуживание, за сумму чуть больше 60 000 руб вы получаете отличного помощника в домашнем хозяйстве.
Плюсы и минусы дизельного мотоблока
Дизельный мотоблок имеет следующие плюсы по сравнению с бензиновым:
- Хорошая тяга. Дизельные двигатели имеют хорошую тягу, что позволяет им рыхлить даже плотную почву.
- Простота. В дизеле нет свечей, не нужно отстраивать карбюратор. Это упрощает эксплуатацию.
- Более дешевое топливо. ДТ стоит несколько дешевле, чем бензин.
Основной недостаток дизельной техники – ее цена. Агрегат может обойтись в несколько раз дороже бензинового.
Особенности устройства, работы, отличие от бензиновых
Конструкция не сильно отличается от бензиновых аналогов, но при этом имеет свои особенности. На малой сельскохозяйственной технике применяют простейшие модели, неприхотливые в работе и более тяговитые, так как даже на низких оборотах выдают высокую мощность. Основные части мотора:
- Блок и головка двигателя. Самые массивные части, на которых закреплены все основные детали. Их изготавливают из чугуна, так как под высокими нагрузками другие сплавы не будут служить долго.
- Кривошипно-шатунный механизм почти ничем не отличается от стандартных решений. Отличие в большей массе и прочности, так как в процессе работы степень сжатия в камере сгорания составляет от 19 до 24 единиц. В бензиновых вариантах показатели от 9 до 14.
- Усиленные клапаны для впуска воздуха и выпуска отработанных газов. Топливо подает форсунка, равномерно распыляющая солярку по всему объему.
- В конструкции нет свечи зажигания. Горючая смесь воспламеняется за счет высокого давления. Происходит взрыв, поэтому детали массивные и прочные, чтобы выдерживать нагрузки.
- Топливный насос должен создавать высокое давление для распыления. Это обеспечивает равномерное сгорание смеси.
- Воздушный фильтр очищает воздух от пыли, это важно для мотоблока, так как работает он обычно в грязных условиях. Если не менять его вовремя, износ деталей будет намного выше. Задача топливного фильтра – убирать все примеси и воду из солярки, иначе забьется форсунка и придется чистить или даже менять ее.
При всей простоте конструкции, принцип ее работы на порядок сложнее. Если в бензиновых вариантах смесь формируется во впускном коллекторе, потом подается в цилиндр и воспламеняется свечой, то в дизельных — процесс проходит совершенно иначе:
- Используется такая же четырехтактная схема, как и в многоцилиндровых автодизелях. Это обеспечивает ровную работу, устойчивость оборотов и снижает вибрацию.
- В цилиндр подается воздух. По мере его сжатия и увеличения давления температура внутри повышается до 800 градусов.
- В самом конце такта из форсунки под большим напором подается дизельное топливо. Оно распыляется на мельчайшие капельки, заполняет большую часть камеры сгорания и самовоспламеняется почти мгновенно.
- Приготовление смеси происходит за короткое время. Чтобы она сгорала быстро и без остатка, форсунка впрыскивает солярку под давлением, которое в несколько раз больше давления воздуха в цилиндре. Пространство ограничено стенками цилиндра по бокам и сверху, днищем поршня снизу.
- В момент воспламенения давление внутри очень большое. Поэтому дизель работает громче и жестче, чем бензиновые аналоги. Но разница между двумя вариантами сведена к минимуму и на комфорт работы не влияет.
За счет такого принципа работы мотор выдает высокую мощность даже на бедной смеси. А это способствует экономии горючего и позволяет нормально работать даже на небольших оборотах. В отличие от бензинового варианта не надо добавлять обороты при повышении нагрузок. Систему можно назвать простой и надежной, при должном уходе ресурс составляет не меньше 3 000 моточасов.
Правила выбора
При покупке техники в первую очередь стоит определиться с ее классом и мощностью. Чем больше площадь земельного участка, который предстоит обработать, тем больше нагрузка на мотоблок. А значит, тем более тяжелый и мощный агрегат потребуется.
Также нужно учесть ширину и глубину вспашки. Даже у агрегатов одного класса они могут сильно отличаться. Чем шире полоса рыхления, тем быстрее устройство обработает нужную площадь.
Если не хочется ограничиваться простым рыхлением, то обязательно нужно приобретать технику, снабженную валом отбора мощности. Это делает ее поистине универсальной.
Также надо определиться с трансмиссией. Для небольших участков, которые не будут создавать серьезной нагрузки на устройство, подойдет и ременная. Для более сложных задач лучше выбрать цепную или шестеренчатую.
Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович
Если есть возможность, лучше проверить технику (или аналогичную модель) прямо в магазине. Это позволит посмотреть, как она работает, а также заранее выявить недостатки и брак.
Перед покупкой обязательно следует осмотреть блок на предмет качества сборки. Все должно быть хорошо соединено между собой, не должно быть люфтов, неплотно закрученных болтов и подобных проблем.
Champion
Двигатели Champion не имеют никакого отношения к известному производителю автомобильных комплектующих – эта компания находится в Санкт-Петербурге, а любой двигатель «Чемпион» для мотоблока произведен в Китае.
Как и другие китайские двигатели, эти являются клонами моторов Honda.
Образец, взятый для подражания, прямо указан в маркировке: например, мотор Champion G200HK– это копия Honda GX200. Однако есть и «промежуточные» по рабочему варианту моторы наподобие G180HK– в линейке Honda прямого аналога нет, это нечто промежуточное между китайскими моторами 168F и 168F-2.
Двигатель G210HT– это версия базового мотора с уменьшенной с 19 до 16 мм посадкой выходного вала. Наиболее мощный мотор G390HK имеет комплектацию с электростартером (HKE). Данный двигатель устанавливается на мотоблоке Чемпион.
Модель | Объем, см3 | Мощность, л.с. | Цена |
G120HK | 118 | 4 | 7800 |
G180HK | 179 | 6 | 7800 |
G200HK | 196 | 6.5 | 7900 |
G210HK | 208 | 7 | 9200 |
G210HT | 212 | 7 | 9200 |
G270HK | 270 | 9 | 15990 |
G390HK | 389 | 13 | 17100 |
Лучшие модели
Рассмотрим 5 лучших дизельных моделей, которые сегодня доступны для покупки.
Masteryard QUATRO JUNIOR DIESEL TWK+ 3500360601
Относительно недорогой средний мотоблок, оснащенный дизельным двигателем, мощность которого составляет 5,5 л/с. Идеально подойдет для небольших дачных и приусадебных участков. Стоит модель порядка 50 000 рублей.
Масса модели – 84 кг. Несмотря на компактные размеры и относительно небольшой вес, обеспечивает ширину полосы рыхления до 90 см – все как у «взрослых» моделей». Параметр регулируемый.
Есть еще 2 позиции ширины – 30 см и 60 см. Максимальная глубина рыхления – 32 см.
Передача – ременная, но для агрегата такого класса этого достаточно. Пуск – ручной. Однако при столь невысокой стоимости это вполне можно простить. Есть 3 скорости, одна из которых – задняя. Диаметр колес – 10’’.
Возможна установка навесного оборудования.
«Угра» НМБ-1Н16
Недорогой, но качественный средний агрегат отечественного производства. Стоимость модели находится в диапазоне от 60 000 до 65 000 рублей.
Мощность двигателя устройства составляет 4,4 л/с, а вес – 85 кг. Этого вполне достаточно для обработки небольших и средних земельных участков.
Ширина обработки составляет 70 см, не регулируется. Глубина вспашки – до 33 см.
Передача – ременная. Возможна установка навесного оборудования. Имеется 3 передних и 1 задняя передача. Пуск мотора – за счет электростартера. Также возможен ручной запуск.
LIFAN 1WG1300D 00-00000708
Дизельный мотоблок китайского производства с двигателем мощностью 10 л/с. Стоимость модели на российском рынке составляет примерно 90 000 рублей.
Весит модель 135 кг, при этом имеет довольно компактные размеры. Несмотря на малые габариты, она способна обеспечить ширину вспашки до 170 см. Этим может «похвастаться» далеко не каждый мотоблок такого класса.
Ширина регулируемая, ее можно уменьшить. Минимально возможное значение – 80 см. Глубина рыхления – до 30 см. Предусмотрена установка навесного оборудования.
СКАУТ 15 DE
Тяжелый мотоблок, предназначенный для обработки земельных участков большой площади. Мощность мотора этой модели составляет 15 л/с, а вес – 310 кг.
СКАУТ 15 DE, по сути, представляет собой минитрактор. Хотя органы управления у него как у традиционного мотоблока, работа возможна на сиденье, которое расположено в задней части. При необходимости его можно демонтировать. В таком случае СКАУТ 15 DE превратиться в традиционный агрегат, оператор которого идет следом за машиной пешком.
Двигатель – четырехтактный, с полноценным водяным охлаждением. Имеется электрический стартер. Передача ременная). Есть 6 скоростей для движения вперед и 1 для движения назад.
В комплект поставки входит почвофреза. Возможно приобретение и использование дополнительных насадок.
СКАУТ 15 DE используют для:
- окучивания;
- прополки;
- полива или опрыскивания;
- покоса сена;
- уборки картофеля.
Возможна установка специальной шнековой насадки, которая может убирать снег.
Ширина окучиваемой полосы составляет 1 м. Глубина регулируется, максимальное значение – 17 см.
Стоимость модели составляет порядка 120 000 рублей. Это совсем немного для столь функционального устройства.
Как правильно выбрать дизельный двигатель для мотоблоков
Лучше всего, когда дизельный двигатель на мотоблок будет четырехтактным, что обеспечит надежную и экономную его эксплуатацию. В последнее время стала популярной модель КМ186F. Она способна развивать мощность до 9 л. с., с рабочим объемом до 0,4 л. Мотор оснащается охлаждением, что позволяет эксплуатировать его долгое время без перерывов.
Двигатель КМ186F
Специалисты выделяют китайскую модель Lifan160F. Она имеет довольно высокую мощность – 4,3 кВт, а рабочий объем составляет всего 0,118 л. Ресурс подобного двигателя составляет 3000 моточасов, что является хорошим показателем.
При выборе дизельного мотора всегда нужно отдавать предпочтение более мощному. Слабые модели будут все время испытывать повышенные нагрузки на редуктор и другие рабочие узлы, износ которых наступит быстрее. Поэтому всегда необходимо учитывать условия, в которых будет эксплуатироваться мотоблок, что позволит подобрать самую лучшую модель.
Двигатель Lifan160F
Подведем итоги
Дизельный мотоблок представляет собой устройство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания, которое предназначено для обработки почвы. Бывает сверхлегким, легким, средним и тяжелым. В отличие от бензинового, обладает лучшей тягой и большей надежностью.
Передача может быть ременной, цепной или шестеренчатой. Последняя считается самой надежной. Охлаждение бывает воздушным или жидкостным. Последнее гораздо эффективнее.
При выборе следует обратить внимание на класс техники, ее мощность, ширину и глубину вспашки, качество сборки.
Китайские мотоблоки на дизельном топливе
Устройство дизельного двигателя для мотоблока
При покупке китайских дизельных мотоблоков необходимо обращать внимание на их двигатель, от которого зависит эффективность работы целой машины. Обычно это четырехтактные варианты, имеющие мощность до 9 кВт. Рабочий объем их топливного бака составляет 10 л (максимально возможный). Такие характеристики обеспечивают свободное перемещение мотоблока, учитывая существующее сопротивление.
При покупке китайской техники необходимо обращать внимание на тип трансмиссии, которая на ней установлена. Она может быть жидкостной или с сухим трением. Первая модификация идеально сочетается с механической передачей, предотвращает ее износ. Но в таком случае необходимо постоянно выполнять смазку основных рабочих поверхностей.
При выборе оптимальной модели мотоблока можно заметить, что нет существенной разницы между китайской и европейской техникой. При их производстве применяются одинаковые кинематические связи. Это позволяет унифицировать и стандартизировать технику, что облегчает ее ремонт и, при необходимости, — замену вышедших из строя деталей. Это одно из главных требований к любым специализированным машинам, что обеспечит их долгий срок службы и экономичность.
Основным преимуществом китайских моделей называют их доступную стоимость и огромный выбор в различных вариантах исполнения. Чтобы такая техника прослужила долго, необходимо бережно к ней относится, своевременно выполнять обслуживание и ремонт. Тогда ее некоторые недостатки никак не скажутся на эффективности работы.