Владимирским моторным заводом выпускаются высококачественные дизельные моторы, используемые для различной техники: тракторов, асфальтоукладчиков, дорожных машин, катков и пр. Четырехтактный двигатель Д 144 пользуется заслуженной популярностью среди отечественных и зарубежных автопроизводителей, благодаря большому количеству достоинств: он экономичен, надежен, относительно дешев. Для восстановления работоспособности данного силового агрегата авторынок располагает большим количеством необходимых запчастей.
Устройство двигателя Д 144
На базе данной модели выпускаются три основные модификации. Отличие данных двигателей внутреннего сгорания состоит в количестве номинальных оборотов коленвала: 1500; 1800; 2000 оборотов в минуту. В соответствии с этими значениями, каждый мотор развивает определенную максимальную мощность в диапазоне от 37 до 60 лошадиных сил.
Каждая из модификаций, в зависимости от особенностей конструкции, условий эксплуатации, комплектуется следующими механизмами и устройствами:
- Компрессор.
- Система автоматической остановки.
- Насос гидросистемы шестеренчатого типа.
- Электрическая сеть 12V, 24V.
При маркировке каждой модели к базовому обозначению добавляется дополнительный индекс, свидетельствующий об особенностях комплектации.
Базовые технические характеристики Д 144
Диаметр цилиндров | 105/120 мм |
Объем цилиндров | 4,15 л. |
Вес двигателя д 144 | 375 – 390 кг |
Длина | 919 мм |
Высота | 848 мм |
Ширина | 741 мм |
Основные узлы и системы, входящие в состав всех моделей двигателя Д 144:
- Картер мотора.
- Шатуны.
- Цилиндры.
- Поршни.
- Коленчатый вал.
- Электрооборудование, в том числе навесное.
- Система питания.
- Газораспределения.
- Охлаждения.
- Смазки.
Общая информация о двигателе
Дизельный силовой агрегат Д-144 производства ВМТЗ устанавливается на более чем 10 различных образцов техники. В число этих машин входят тракторы Т-40, ЛТЗ-55 и Т-28, бетоносмесители, катки, асфальтоукладчики и погрузчики. Также он широко используется в дизельных сварочных агрегатах и в качестве привода для маломощных электростанций. К очевидным достоинствам данного мотора можно отнести доступность запчастей, хорошую ремонтопригодность, высокий моторесурс и простоту эксплуатации.
Двигатель Д-144
Основные характеристики
Мотор Д-144 имеет следующие габаритные размеры:
- длина силового агрегата составляет 919 мм;
- ширина, в свою очередь, составляет 741 мм;
- высота же равна 848 мм.
Существуют три модификации двигателя Д-144. Первая версия этого мотора имеет мощность в 60 л.с. и следующие характеристики:
- скорость вращения коленвала равна 2000 оборотам в минуту;
- максимальный крутящий момент равен 221 ньютонам на метр;
- расход топлива равен 242 граммам на ватт в час.
Версия мотора с эксплуатационной мощностью в 50 лошадиных сил имеет следующие особенности:
- частота оборотов составляет 1800 оборотов в минуту;
- крутящий момент имеет значение в 205 ньютонов на метр;
- показатель расхода топлива остановился на отметке в 241 грамм на ватт в час.
Третий вариант мотора имеет мощность в 37 лошадиных сил. Данный агрегат обладает следующими техническими характеристиками:
- количество оборотов коленчатого вала за минуту – 1500 об/мин;
- крутящий момент – 192 Н×м;
Обязательно почитайте: Переделка рулевого на МТЗ
Каждая из этих версий ДВС Д-144 оснащена четырьмя цилиндрами, расположенными рядно. Диаметр цилиндра равен 120 мм, в модификации мощностью в 37 л.с. – 105 мм. Ниже приведены общие для каждой из трех версий дизеля особенности:
- рабочий объем каждого из цилиндров составляет 4,16 л;
- вес двигателя Д-144 в снаряженном состоянии варьируется от 375 до 390 кг, в зависимости от комплектации;
- значение расхода масла колеблется в промежутке от 0,3 до 0,5% от исходного количества. Данное значение зависит от количества использованного горючего.
Описание картера и элементов цилиндропоршневой группы двигателя Д 144
Картер дизельного двигателя – это корпусная деталь. Она служит основой для размещения рабочих агрегатов, узлов и деталей двигателя внутреннего сгорания. Конструкцией базовой детали предусмотрены специальные опоры для установки коленчатого вала. Верхняя часть картера расточена под установку цилиндров.
Материал изготовления цилиндров – чугун повышенной прочности. Наружная поверхность каждого цилиндра оформлена специальными ребрами, способствующими улучшению охлаждения. При помощи специальной механической обработки внутренней поверхности цилиндров придается зеркальная гладкость. Если в процессе эксплуатации цилиндры повреждаются, изнашиваются, они не подлежат расточке и прочим видам восстановления. Такие элементы заменяются на новые образцы.
Навесное и электрическое оборудование Д 144
Данная система состоит из свечей накаливания, стартера и генератора. Как уже писалось выше, напряжение в системе может иметь значение как 24, так и 12 вольт. Все зависит от модели дизельного двигателя. Мощностные параметры рабочих узлов отражены в таблице:
при 12V | при 24V | |
Мощность генератора | 700 Вт | 1000 Вт |
Мощность стартера | 6 л. с. | 8 л. с. |
Навесное оборудование:
- Ременные передачи генератора, вентилятора системы охлаждения, привода компрессора.
- Элементы системы смазки двигателя Д 144 – заливная горловина, контрольный масляный щуп, фильтр, масляный поддон.
- Привод системы газораспределения.
- Топливные фильтры, насос ТНВД, форсунки.
- Коллекторы (выхлопной, впускной).
- Дефлектор охлаждающей системы.
- Вентилятор.
- Стартер.
- Генератор.
- Картер маховика.
Устройство двигателя
Принцип работы мотора Д-144 не отличается от других ДВС. Запуск силового агрегата производится посредством стартера, причем в некоторых образцах техники данное устройство является автоматическим. Напряжение стартера может быть как 12, так и 24 В, при этом его мощность различается в различных модификациях и может составлять 4 или 5,9 кВт. В конструкции агрегата предусмотрены свечи зажигания.
Основа конструкции мотора представляет из себя цельный корпус, на котором установлены головки цилиндров. При этом блока цилиндров как такового, как и на других ДВС с воздушным охлаждением, в Д-144 не предусмотрено. Имеется также поршневая группа, состоящая из поршней диаметром в 105 мм. Там же расположена камера сгорания.
Схема топливного насоса
Подача горючего осуществляется при помощи рядного ТНВД – топливного насоса высокого давления. Д-144 является инжекторным двигателем с закрытыми форсунками. Также в конструкции данного мотора предусмотрены две системы очистки топлива. Оба этих топливных фильтра – грубой и тонкой очистки – универсальны и легко заменимы. Помимо фильтра топлива, в Д-144 есть инерционно-масляный воздушный фильтр.
Система смазки двигателя состоит из масляного насоса, фильтра и радиатора для охлаждения смазки. Процесс смазки в Д-144 происходит путем разбрызгивания жидкости, находящейся под давлением, на все поверхности мотора. Масляный фильтр легко заменяем, а радиатор охлаждения представляет из себя металлическую трубку.
Ранние версии Д-144 имели пассивную систему охлаждения. Тем не менее, в последние варианты мотора входит система принудительного охлаждения. Главный ее элемент – автоматический осевой вентилятор с ременной передачей, которая передает крутящий момент.
В конструкции двигателя предусмотрен электрогенератор, дающий переменный ток. В генераторе есть выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, и регулятор напряжения. Напряжение этого устройства равно 12 или 24 В, а его мощность варьируется от 700 до 1000 Вт.
Обязательно почитайте: Разборка МТЗ
Особенности системы газораспределения двигателя Д 144
В дизельных двигателях Владимирского завода каждый цилиндр имеет свою головку. Материал изготовления головки – алюминиевый сплав. Благодаря наружным ребрам охлаждения, а также воздушному зазору между соседними корпусными деталями, обеспечивается надежный отвод тепла от камер сгорания. Головки оснащены клапанами впуска-выпуска. Форсунки и декомпрессионные устройства устанавливаются в подготовленные отверстия с резьбовой нарезкой. Декомпрессор необходим для обеспечения быстрого запуска дизеля при пониженных температурах окружающей среды.
Система смазки двигателя Д 144
Смазочная система семейства двигателей Д 144 относится к смешанному типу. Здесь моторное масло подается к трущимся поверхностям рабочих узлов и деталей принудительно под напором и методом разбрызгивания. Помимо смазочной функции масло выполняет эффективный отвод тепла. Для создания необходимого давления в системе применяется насос с блоком шестерен. В систему встроен специальный клапан (редукционный), который призван контролировать давление смазочной жидкости.
От качества функционирования системы смазки зависит надежность двигателя внутреннего сгорания и транспортного средства в целом. Для обеспечения стабильности в работе дизеля нужно выполнять следующие мероприятия:
- регулярно проверять уровень моторного масла;
- возмещать недостающее количество.
При проведении технического обслуживания двигателя осуществляется замена смазочной жидкости и масляных фильтров. Также производится регулярный уход за масляным радиатором. В комплекс работ по техобслуживанию двигателя Д 144 входят пункты по регулировке зазоров клапанов и угла опережения подачи топлива.
2. Применяемость Д-144, основные его характеристики
Особого внимания заслуживает именно универсальность данного мотора. Д-144 в различное время устанавливался в следующую технику:
- трактора: Т-28, ЛТЗ-55, Т-40;
- путевые транспортные средства: ПРМ, МСШУ;
- агрегаты для осуществления сварочных работ – АДД;
- электростанции различного типа – ЭД-16-Т400, АД-16-Т400;
- станции компрессорные – ПКСД;
- многое другое.
Подобная распространенность легко объясняется большим количеством плюсов использования данного двигателя. К наиболее существенным относится именно простота эксплуатации. Для выполнения технического обслуживания и даже замены каких-либо деталей требуется минимальное количество инструментов и навыков. Прим всем этом ресурс данного двигателя достаточно велик.
Все характеристики можно разделить на основные группы – базовые, которые имеют место во всех без исключения разновидностях и уникальные, различающиеся.
2.1 Базовые характеристики
Основные параметры Д-244 выглядят следующим образом:
- размер цилиндра (его диаметр) – 105/120 мм;
- рабочий объем цилиндра – 4.16 л;
- величина запаса крутящего момента – 15% (номинальная);
- расход масла в виде угара – 0.3-0.5% в зависимости от количества израсходованного топлива;
- масса дизельного двигателя в зависимости от состояния (вместе с заправочными емкостями/сухой) – 375-390 кг.
Обозначенные выше параметры являются универсальными, идентичными вне зависимости от конкретной модификации. В то же время имеется большое количество различных нюансов. Одной из основных особенностей являются габаритные размеры. Они также являются одинаковыми на всех разновидностях мотора Д-144:
- длина – 919 мм;
- ширина – 741 мм;
- высота – 848 мм.
Также именно габаритными размерами обусловлена возможность инсталляции мотора в технику самых разных типов. Существенным фактором является мощность мотора. Она позволяет реализовывать самые разные задачи. Двигатель хорошо себя зарекомендовал в различных условиях работы – как при чрезмерно низких температурах так и наоборот – при высоких.
2.2 Основные характеристики различных видов двигателя Д-144
Все двигателя Д-144 делятся на 3 типа по отдаваемой на выходе мощности. Так, модели с эксплуатационном мощностью 44.1 кВт (60 л.с.), имеются следующие рабочие характеристики:
- скорость вращения коленчатого вала – 2 000 об/мин;
- объем цилиндра (рабочий) – 4.16 л;
- количество рабочих цилиндров – 4 шт.;
- крутящий момент, максимальный – 221 Н×м;
- величина удельного расхода топлива грамм/Вт×ч – 242.
Также имеются модели мощностью 50 и 37 л.с. Двигателя мощностью 50 л.с. имеют следующие рабочие параметры:
- скорость вращения коленчатого вала – 1 800 об/мин;
- рабочий объем цилиндров – 4.16 л.;
- максимальный крутящий момент, Н×м – 205;
- удельный расход топлива, грамм/Вт×ч – 241;
- количество рабочих цилиндров – 4.
Двигатель мощностью 37 л.с.:
- количество рабочих цилиндров – 4;
- рабочий объем каждого, л – 4.16;
- величина максимального крутящего момента, об/мин – 1 500;
- диаметр цилиндра, мм – 105;
- максимальный крутящий момент, Н×м – 192.
В настоящее время на ВМТЗ ведется разработка модифицированной версии данного типа двигателя. Причиной тому является его востребованость в различных сферах человеческой деятельности. Важным моментом является воздушное охлаждение. Именно за счет этого, отчасти, достигается относительно небольшой расход топлива при достаточно высокой мощности на выходе.
Система охлаждения Д 144
Чтобы технические характеристики двигателя Д 144 сохранялись в течение продолжительного времени, требуется обеспечить надежное высококачественное охлаждение, независимо от времени года и прочих внешних условий эксплуатации. Львиную долю работ по отводу тепла выполняет осевой вентилятор.
Направленные потоки воздуха проходят сквозь зазоры и ребра раскаленных деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания. При помощи специального кожуха и дефлекторов, установленных между рабочими цилиндрами, воздух свободно перемещается в заданном направлении. Для управления интенсивностью воздушных потоков в воздухозаборнике установлен специальный поворотный диск.
ГРМ и система охлаждения дизеля Д-144
Механизм газораспределения ГРМ двигателя Д-144 трактора Т-40 (рис.3) обеспечивает протекание 4-тактного цикла в цилиндрах дизеля и состоит из шестерен газораспределения, распределительного вала, клапанного механизма с приводом, включающего в себя толкатели, штанги, стойки коромысел и коромысла, клапаны, пружины клапанов и деталей крепления клапанов.
ГРМ работает следующим образом. Шестерня 28 коленчатого вала через промежуточную шестерню 25 и шестерню 24 приводит во вращение распределительный вал 2.
Распределительный вал 2 при вращении своими кулачками поднимает вверх толкатели 3 и через штанги 15 и коромысла 14 открывает впускные и выпускные клапаны 21. При дальнейшем вращении распределительного вала выступ кулачка отходит от толкателя и под воздействием пружин клапан закрывается.
Коромысло, штанга и толкатель возвращаются в исходное положение. Затем этот цикл вновь повторяется в соответствии с выбранными фазами газораспределения.
Рис. 3. ГРМ двигателя Д-144 трактора Т-40
1 — блок-картер; 2 — распределительный вал; 3 — толкатель клапана; 4, 9 — уплотиителькые кольца; 5 — валик декомпрессора; 6 — рычаг; 7 — рейка; 8 — направляющая втулка толкателя; 10, 18, 20 — пружины; 11— планка: 12 — крышка клапанов; 13 — регулировочный винт; 14 — коромысло клапана; 15 — штанга толкателя; 16 — кожух штанги; 17 — тарелка клапана; 19 — сухарь клапана; 21 — клапаны; 22 — седло клапана; 23 — поршень; 24 — шестерня распределительного вала; 25 — промежуточная шестерня распределения; 26 — шестерня привода насоса гидросистемы; 27 — шестерня привода топливного насоса; 28 — шестерня коленчатого вала; 29 — шестерня ведущая привода масляного насоса; 30 — шестерня ведомая привода масляного насоса
Чтобы механизм газораспределения дизельного двигателя Д144 трактора Т40 работал синхронно с системой топливоподачи, шестерни распредвала — промежуточную и топливного насоса — нужно устанавливать соответственно по меткам, имеющимся на шестернях.
Перед регулировкой зазоров в клапанах снимают клин заднего кардана и, перемещая вал вместе с рулевым колесом на себя, освобождают карданный вал и отводят его в сторону. Удерживая винт 13 отверткой от проворачивания, отпускают контргайку регулировочного винта.
Поддерживая контргайку винта ключом вворачивают и выворачивают винт до получения, при помощи щупа, зазора 0,3 мм. Не вынимая щупа затягивают контргайку регулировочного винта, поворачивают рукой штангу и убеждаются в неизменности зазора и отсутствии изгиба штанги.
Включают декомпрессор. Поворачивая по часовой стрелке за специальный болт коленчатый вал, устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия. Выключают декомпрессор.
Замеряют зазор в первом цилиндре между бойками коромысел и торцами стержней впускного и выпускного клапанов. При необходимости регулируют зазоры.
Затем для регулировки клапанов каждого следующего цилиндра поворачивают коленчатый вал на 1/2 оборота по часовой стрелке и проводят регулировку в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1-3-4-2).
При нормальной эксплуатации дизеля Д-144 трактора Т40 клапаны сохраняют герметичность длительное время.
Для предупреждения выпадания сухариков и обрыва клапанов по выточке не следует разбивать пары сухариков при разборке клапанного механизма и устанавливать их на другие клапаны. Гайки стойки коромысел затягивают с усилием 60—80 Н (6—8 кгс) на плече 0,5 м.
Декомпрессионный механизм дизеля Д144
Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-144 трактора Т40 (см. рис. 3) служит для облегчения пуска непрогретого дизеля и для экстренной остановки дизеля.
Механизм состоит из рейки 7 и четырех рычагов 6, шарнирно соединенных с рейкой. Рычаги жестко соединены с валиками 5, входящими своими фрезерованными концами в проточки толкателей впускных клапанов.
При передвижении рейки 7 поворачиваются рычаги 6 с валиками 5, которые поднимают толкатели, а те, в свою очередь, через штанги 15 и коромысла открывают впускные клапаны. В выключенном положении (рычаги повернуты вперед) фрезерованный конец валиков не поднимает толкатели.
Система охлаждения двигателя Д-144
Система охлаждения (рис. 17) состоит из вентилятора, направляющего кожуха, дефлекторов, ременного привода вентилятора и служит для отвода тепла от цилиндров и головок. Поверхности цилиндров и головок оребрены, что значительно увеличивает поверхности охлаждения и улучшает отвод тепла.
Рис. 17. Система охлаждения дизельного двигателя Д144
1 — кожух вентилятора; 2 — задний дефлектор; 3 — шпилька крепления среднего дефлектора; 4 — средний дефлектор; 5 — передний дефлектор
Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-144 трактора Т-40 (рис. 18) создает воздушный поток, служащий для интенсивного теплообмена цилиндров и головок. Он установлен с правой стороны дизеля, прикреплен хомутом к верхней части крышки распределительных шестерен.
При работе дизеля ротор вентилятора нагнетает воздух под кожух вентилятора, в пространство между ребрами цилиндров и головок. Для направления потока воздуха служит кожух вентилятора, задний, средний и передний дефлекторы (направляющие щитки).
Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей от двухручьевого шкива, закрепленного на коленчатом валу.
Условия работы системы охлаждения двигателя Д-144
Показателем нормальной работы системы охлаждения является температура масла в магистрали дизеля, которая должна быть в пределах 40—120 °С.
При повышении температуры масла в магистрали выше 120 °С останавливают дизель и устраняют неисправности, причинами которых могут быть:
— слабое натяжение, износ или обрыв ремней привода вентилятора (при обрыве ремней привода вентилятора на щитке приборов загорается красная лампа) — натягивают или заменяют ремни; — засорение межреберного пространства цилиндров и головок цилиндров — очищают, сняв кожух вентилятора, средние и задние дефлекторы (при установке средних дефлекторов на дизель их располагают широкой частью вниз); — засорение защитной сетки вентилятора — снимают сетку и очищают ее от пыли, грязи и т. п.; — ослабление гайки шкива вентилятора — затягивают гайку.
Рис. 18. Вентилятор системы охлаждения двигателя Д-144
1- рабочее колесо (ротор); 2 — упорная втулка; 3 — стяжной болт; 4 — вал вентилятора; 5 — шкив; 6 — гайка; 7 — направляющий аппарат
Регулирование теплового режима дизеля Д-144
Тепловой режим двигателя регулируют с помощью диска, устанавливаемого на защитной сетке вентилятора (на входе охлаждающего воздуха в вентилятор) (см. рис. 18), а также включением и отключением масляного радиатора переключателем, расположенным на корпусе центрифуги.
В холодное время года (при температуре +5°С и ниже) масляный радиатор отключают от масляной системы, а диск устанавливают на защитную сетку вентилятора (у дизеля с посезонным регулированием теплового состояния при температуре окружающего воздуха до —25 °С температура масла в магистрали не ниже 40 °С обеспечивается установкой на вентиляторе диска и загрузкой не менее 40 % его номинальной мощности).
При температуре окружающего воздуха выше +5°С радиатор включают в систему, а диск снимают с вентилятора и сдают его на хранение.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы кожух вентилятора не имел вмятин, а детали дефлекторов не были погнуты. Эти недостатки должны быть устранены. Нельзя допускать загрязнения канавок (ручьев) шкивов маслом, топливом и грязью.
При выходе из строя одного из ремней привода вентилятора ремни снимают и устанавливают два новых ремня одинаковой длины. Ремни, бывшие в употреблении, подбирают в отдельные комплекты и только после этого устанавливают на дизель. Они должны иметь одинаковую длину.
Комплектование новых ремней с ремнями, бывшими в эксплуатации, не допускается.
С завода тракторы Т-40 отгружают с включенным в систему смазки радиатором. Дросселирующий диск на вентиляторе не устанавливают, его укладывают в ящик с инструментом.
Подшипники, установленные в вентиляторе, в процессе эксплуатации не требуют смазки до их выбраковки.
Рис.19. Привод вентилятора и генератора двигателя Д-144
1 — кронштейн генератора; 2 — болт; 3 — генератор; 4 — натяжная планка; 5 — шкив вентилятора; 6 — шпилька; 7 — шайба; 8 — гайка; 9 —шкив; 10 — шкив коленчатого вала
Натяжение ремней привода вентилятора и генератора регулируют изменением положения генератора (его поворотом). Перед регулировкой ослабляют гайку 8 (рис. 19) крепления натяжной планки и гайки болтов 2 крепления генератора, а после регулировки — затягивают их.
Каждый ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии на него с усилием 40 Н (4 кгс) стрела прогиба ремня составляла 15—22 мм (проверяют при помощи двухмерных металлических линеек и пружинного динамометра).
Натяжение ремней проверяют в средней части ветви между шкивами коленчатого вала и вентилятора. Особенно внимательно следят за правильным натяжением ремней в первые 60 ч работы дизеля.