Устройство системы смазки


Смазочная система двигателя автомобиля ЗиЛ-131

Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал

главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум

военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆



смазочная система двигателя зил-131

Рис.35. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-131: а — общая схема ; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла от оси коромысла к наконечнику штанги; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в маслянный радиатор; 2 — кран отключения радиатора: 3 — смазочный, насос: 4 — канал подачи масла к фильтрам; 5 -маслораспределительная камера; б — центробежный масляный фильтр; 7 — компрессор; 8 — левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла к. компрессору; 10 — трубка для слива масла от компрессора; 11 — масляный радиатор; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 -маслоприемник; 14 — грязесборник; 15 — правый магистральный канал; 16 — канал в стойке коромысла; 17 -ось коромысла; 18 -отверстие в шатуне; 19 -указатель давления масла; 20 -контрольная лампа.

Эта система (рис. 35) состоит из маслозаливного патрубка, поддона насоса с маслоприемником, фильтра, радиатора, указателя уровня масла, магистралей, трубопроводов, контрольных приборов. Смазочный насос 3 шестерной, двухсекционный, приводится в дейст­вие от шестерни на распределительном валу, крепится в задней части двигателя с правой стороны (по ходу движения автомобиля). Верхняя сек­ция насоса подает масло в систему смазки, а нижняя — через кран в радиатор. Верхняя секция насоса имеет редукционный клапан, поддерживающий давление в системе 320 кПа; в нижней секции насоса установлен клапан, отрегулированный на давление 120 кПа.

Масляный фильтр 6 центробежной очистки с реактивным приводом, полнопоточный, установлен на крышке блока цилиндров сверху в задней части. В фильтре имеется два жиклера (сопла), выбрасывающих масло струями в противоположных направлениях, что обеспечивает вращение ротора в сборе с колпаком с высокой частотой и центробежную очистку масла. Правильно работающая центрифуга продолжает вращаться после остановки двигателя 2…3 мин, при этом слышен своеобразный звук. При засорении фильтра или высокой вязкости масла оно поступает в систему без очистки через перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра.

Масляный радиатор 11 воздушного охлаждения из посеребренной алюминиевой трубки, установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Кран 2 включения радиатора находится в корпусе нижней секции смазочного насоса. При эксплуатации автомобиля в весенне-летний период кран 2 должен быть открыт.

Указатель уровня масла установлен с правой стороны двигателя, На его стержне имеется три метки: «Долей», «Полно» и метко в виде прямоугольника выше метки «Полно».

Давление в системе смазки контролируется мембранным манометром непосредственного действия, в нем имеются контакты выключения лампы аварийного падения давления. Манометр и лампа установлены на щитке приборов.

При работе двигателя верхняя секция насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру 5 в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала 8 и 15. Из правого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. В момент совпадения отверстия в теле шатуна с каналом в шейке вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках и осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов. Из переднего конца левого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу 10 стекает в картер. Давление в смазочной системе должно быть 200 …400 кПа.

Рис. 36. Схема вентиляции картера двигателя ЗиЛ — 131: 1 — воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — маслоулавливатель; 3 — клапан вентиляции; 4 — кран отключения вентиляции.

Вентиляция картера (рис. Зб) закрытая, с отсосом картерных газов через масло улавливатель 2, клапан 3 и трубку во впускной трубопровод, где они смешиваются с горючей смесью и поступают в цилиндры двигателя. Маслоулавливатель отделяет капельки масла от газов. При холостом ходе двигателя, когда разрежение во впускном трубопроводе больше, шарик клапана 3 приподнимается вверх и проходное сечение уменьшается при работе под нагрузкой разрежение уменьшается, шарик клапана под собственным весом опускается и проходное сечение увеличивается; тем самым регулируется количество отсасываемых газов из картера.

Свежий воздух поступает в картер через фильтр 1, установленный на маслозаливном патрубке.

Перед преодолением брода вентиляция крана отключения с помощью крана 4. Во время преодоления брода рукоятка крана должна быть расположена вертикально, все остальное время она должна быть в гори­зонтальном положении.

Метки: зил 131 ☆ смазочная система ☆ устройство автомобиля ☆

Смазочная система двигателя автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 < Пред.След. > Техническое обслуживание смазочной системы

Быстро предоставим эвакуатор в городе Одинцово

В Москве и Московской области

  • Контакты:
  • +7
  • круглосуточно
  • без выходных

© Военная Энциклопедия. Карта сайта.

Устройство системы смазки

Система смазки V-образных двигателей смешанная (под давлением и разбрызгива­нием). На рис. 1, а показана схема смаз­ки двигателя, снабженная частичнопоточным фильтром (фильтр центробежной и фильтр грубой очистки масла), а на рис. 1, б — схема с полнопоточным фильтром центро­бежной очистки (без фильтра грубой очист­ки масла). Конструкция полнопоточного фильтра центробежной очистки масла более совершенна.

Установка его на двигатель на­чата со второй половины 1967 г.

Для охлаждения масла предусмотрен мас­ляный радиатор, установленный спереди водяного радиатора. Под давлением масло подается к корен­ным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода прерывателя- распределителя и масляного насоса и к тол­кателям. К втулкам коромысел масло по­дается с пульсирующим давлением через пустотелую ось коромысел, в которую мас­ло поступает через каналы 8, идущие от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям дви­гателя масло подается самотеком и разбрыз­гиванием.

Из поддона картера масло через непод­вижный маслоприемник 17 засасывается в масляный насос 3. Через канал 4 в задней перегородке блока масляный насос подает масло в корпус масляных фильтров, где весь поток проходит через пластинчатый фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра гру­бой очистки часть масла, около 50%, идет в фильтр 6 центробежной очистки масла, откуда оно сливается в поддон картера.

Основной поток масла из фильтра грубой очистки попадает в распределительную ка­меру 7, расположенную в задней перегород­ке блока цилиндров. Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала 12 и 16у из которых оно поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала. Через сверления коленчатого вала масло подается в полость шатунной шейки, где дополнительно очи­щается и через отверстия в шатунных шей­ках поступает к шатунным подшипникам.

При наличии полнопоточного фильтра центробежной очистки масла все поступаю­щее масло очищается только в нем, откуда оно направляется в распределительную камеру 7, а затем в продольные ка­налы 12 и 16 и к смазываемым деталям двигателя.

В нижней головке шатуна имеется отвер­стие, в момент совпадения которого с отвер­стием в шейке коленчатого вала масло вы­брызгивается на стенку цилиндра, откуда снимается маслосъемным кольцом, затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня и смазы­вает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из пе­реднего правого конца магистрального ка­нала 16 масло попадает через трубопро­вод 13 для смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора.

В средней шейке распределительного вала предусмотрены два отверстия, разветвлен­ные под углом 40°, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров один раз за оборот распределительного вала масло для смазки клапанного механизма попадает в канал 8, выполненный в каждой головке цилиндров.

Из канала 4 (рис. 2) головки цилинд­ров масло через паз на опорной поверхно­сти стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел посту­пает в полость 3. Из полости 3 масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел 2, а через канал 7 — к шаровому сочленению регулировочных винтов 6 со штангами 5 толкателей. Через каиал 8 масло стекает на поверхность головки ци­линдров, а попадая в проемы для штанг, сливается в поддон картера.

Стержни клапанов в направляющей втул­ке и механизм вращения выпускного клапа­на смазываются масляным туманом и кап­лями масла, стекающего из сочленений ме­ханизма коромысел самотеком.

По теме:

Зил 131 и военно-патриотическое воскресенье

Разборка двигателя II

Правила пользования лебедкой

Смазочная система ЗИЛ-130

Смазочная система двигателя ЗИЛ-130 смешанная: масло подается под дав­лением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе. Масляный насос — двухсекционный, шестеренный. Верхняя сек­ция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редук­ционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегули­рован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую. Пере­пускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2). Фильтр очистки масла ЗИЛ-130 (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последователь­но. Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, соз­даваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1. Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находя­щиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются, в результате чего образуется плот­ный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновре­менно со сменой масла в картере двигателя. Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее: 1) отвернуть гайку 15 и снять кожух 8; 2) вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить в отверстие стер­жень, удерживающий корпус от вращения; 3) отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14; 4) снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6; 5) очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр; 6) очистить от грязи прокладку 2 кожуха. Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недо­пустимо, так как приводит к течи масла.

Рис. 17. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-130: а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регули­ровочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из ком­прессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла а шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 — маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 — канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла; 20 – отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра.

Актуально:

Разборка рулевого механизма

Система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос и радиатор ЗИЛ-130

Дифференциал

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]