Автобус НефАЗ-5299 на дорогах Екатеринбурга. Фото Википедия
НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается в высокопольном (с 2000 года), частично-низкопольном (с 2004 года), полностью низкопольном (с 2011 года) вариантах городского, пригородного и междугородного автобуса с дизельным и газовым двигателями, а также в виде троллейбуса (с 2008 года) и электробуса (с 2012 года); претерпел три значительных рестайлинга дизайна (в 2005, 2013 и 2018 годах). Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России.
История создания
В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром». Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КамаАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси.
В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой Avtomontaza. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. Предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изготовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию). В это же время Татарским республиканским фондом НИОКР, администрацией Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ).
Городской автобус НефАЗ-5299. Фото Википедия
Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году, не позволил этим проектам воплотится в жизнь.
Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года, когда руководством .
Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» — снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»).
Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский.
Купить автобус пассажирский НЕФАЗ 5299-0000011-56 для междугородных маршрутов
Купить автобус НЕФАЗ 5299-11-56 можно оформив заявку на нашем сайте, автобусы НЕФАЗ в наличии на нашей стоянке, находящейся на федеральной трассе М7, по адресу Набережные Челны, Мензелинский тракт, 100 (проложить маршрут). Возможно оформление в лизниг. Так же мы оказываем услуги по доработке автомобилей камаз под Ваши требования. Осуществляем доставку автобуса НЕФАЗ 5299-0000011-56 в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самару, Ростов-на-Дону, Уфу, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар и другие города России, если Вы иногородний клиент, мы поможем Вам с размещением в лучших гостиницах. Послепродажный сервис в нашей компании представлен продажей качественных запасных частей к автомобилям камаз, на нашем складе более 40 000 запчастей, кабин и прочих агрегатов, так же на нашей базе находится ремзона и сервисный центр.
Подробное описание и устройство салона и не только
НефАЗ-5299 — это целая серия автобусов, выпускаемых для городских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок. Для всех этих целей завод выпускает соответствующие модификации. Основой для производства базовой модели стали платформы КамАЗов серийного производства.
Автобус НефАЗ-5299. Фото Википедия
Конструкторы решили использовать проверенные успешной эксплуатацией и множественными испытаниями шасси грузовых автомобилей КамАЗ, что позволяет преодолевать различные препятствия на дороге. Колеса бескамерные, со стальными дисками, цельнометаллический корпус с ребрами жесткости из трубы квадратного сечения, двухконтурная пневматическая тормозная система, управляющее и контрольное оборудование, соответствующее международным стандартам, гидроусилитель руля – ничего нового, но зато прочно и безопасно.
Ходовая часть имеет высокие эксплуатационные характеристики, обладая большим запасом прочности. Всё оборудование соответствует международным техническим стандартам.
В стандартном исполнении на автобусе установлена антиблокировочная система тормозов.
Кабина водителя отделена от пассажирского отсека стеклянной перегородкой, защищающей от шума, и оборудована громкоговорителем. Набор регулировок и подрессоривание водительского сидения не столь современны, как хотелось бы, но позволяют устроиться за рулем достаточно удобно.
Входные двери открываются из кабины с помощью пневматических механизмов.
Вентиляция – естественная, через люки в крыше (их в городском автобусе три) и форточки боковых окон.
Тепло от автономного жидкостного или газового отопителя, который одновременно является предпусковым подогревателем двигателя, распределяется по салону равномерно, потому что элементы системы располагаются по периметру автобуса.
Количество мест для сидения и общая вместимость салона зависят от модификации.
Характеристики. Габаритные размеры базовой модели – 11700 × 2500 × 3100 мм. Колесная база составляет 5840 мм. Снаряженная масса – более десяти, а полная – восемнадцати тонн. Нагрузка распределяется по осям неравномерно: 6,5 тонн – на переднюю и 11,5 тонн – на заднюю. Дорожный просвет составляет 285 мм, минимальный радиус разворота – 12 метров.
Максимальная скорость городского базового автобуса с дизельным двигателем – 74 км/час. Пригородные разгоняются до 96 км/час, а скорость выше этой на большинстве российских дорог и не требуется.
Двигатель. На НефАЗ-5299 устанавливают несколько видов двигателей, работающих на разных видах топлива. На дизельном топливе работает двигатель Cummins 6ISBe270B мощностью 270 л. с. и объемом 6,7 литров. Двигатель с шестью цилиндрами оснащен турбонаддувом. Расход топлива составляет 24 л на 100 км, объем топливного бака – 250 л. Дизельный двигатель соответствует нормам экологических стандартов Евро-3. Коробка передач может быть как механическая, так и четырехступенчатый автомат.
НефАЗ-5299-30-57 полунизкопольный городской, газовый, Евро-5. Фото Транспортный Центр
Модификации, которые работают на природном газе, соответствуют более высоким экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5.
На сжиженном газе работает восьмицилиндровый двигатель КамАЗ-820.61-260 мощностью 260 л. с. объемом 11,76 л с турбонаддувом.
Шестицилиндровый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG/EEV/1 немного мощнее – 280 л. с. при меньшем объеме 6,9 тыс. л.
Двигатель Yuchai YC6G260N-50 с шестью цилиндрами объемом 7,8 л дает максимальную мощность 247 л. с.
Объем газобалонной системы из восьми емкостей составляет 984 литра. Баллоны для сжиженного газа располагаются на крыше.
На городских машинах устанавливается четырехступенчатая автоматическая, а на пригородных – пятиступенчатая с четырьмя синхронизаторами механическая КПП.
Модификации
О популярности НефАЗ-5299 говорит большое количество модификаций.
Базовая модель предназначена для перевозок пассажиров в черте города. Полная вместимость – 105 человек, мест для сидения может быть 25. На этом автобусе три широкие двери, в комплектации может быть двигатель либо дизельный, либо работающий на газе, практически на всех модификациях установлена автоматическая КПП.
Кроме того что большинство модификаций городского автобуса низкопольные, они еще и снабжаются системой принудительного наклона кузова.
Пригородные модификации отличаются меньшей вместимостью – 89 человек, но они оборудованы более удобными туристическими сидениями, приспособленными для дальних поездок.
Междугородный НефАЗ-5299 с одной дверью имеет 43 места для сидения и оснащен отсеками для багажа. Комфортабельные автомобильные кресла с откидывающимися спинками и подлокотниками, кондиционер и радио делают дальние поездки не такими утомительными. Отдельно выпускается модификация для междугородных перевозок на севере. На ней установлены дополнительные отопители салона и аккумуляторных батарей, электроподогрев топливозаборника, бачок подогрева топлива перед пуском.
Если пригородные модификации все среднепольные, то городские автобусы выполнены еще и в полунизкопольном и низкопольном вариантах с пандусами для пассажиров с ограниченными возможностями и специальным местом в центре салона для инвалидной коляски.
Модификация | Обозначение | Тип | Детали | Двигатель | Коробка передач |
НефАЗ-5299 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | ||
НефАЗ 5299 | 529900 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-01 | 5299A0 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-02 | 5299B0 | высокопольный | КамАЗ-740.30-260 | Praga 5P120 КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-04 | 5299K0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-05 | 5299L0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-06 | 5299M0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-08 | 5299U0 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-12 | 5299R0 | высокопольный | DAF РЕ 183C | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-13 | 5299LF | высокопольный | Caterpillar-3116 | Voith DIWA D 851.3E | |
НефАЗ-5299-10-15 | 5299BG | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-16 | 5299CP | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-17 | 5299FM | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-19 | 5299RS | высокопольный | DAF РЕ 183C | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-25 | 5299UK | высокопольный | |||
НефАЗ-5299-10-32 | 5299CS | высокопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-10-33 | 5299KS | высокопольный | КамАЗ-740.65-240 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-21 | 5299GB | пригородный | Работает на газовом топливе | КамАЗ-820.53-260 | КамАЗ-141 |
НефАЗ-5299-11-31 | 5299GS | пригородный | Работает на газовом топливе | КамАЗ-820.61-260 | ZF 6R 1200BO |
НефАЗ-5299-11-32 | 5299CC | пригородный | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6S 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-33 | 5299KC | пригородный | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-32 | 5299CM | междугородний | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-33 | 5299KM | междугородний | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-42 | 5299ZM | междугородний | Cummins | ZF 6S 1200BO | |
НефАЗ-5299-20-04 | 5299MF | высокопольный | Caterpillar-3116 | Voith DIWA D 851.2 | |
НефАЗ-5299-20-15 | 5299VF | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | Voith DIWA D 851.3E | |
НефАЗ-5299-20-21 | 5299GF | высокопольный | Работает на газовом топливе | КамАЗ-820.53-260 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-20-22 | 5299CA | высокопольный | Cummins ISBe 250.30 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-23 | 5299NF | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | Voith DIWA D 851.2 | |
НефАЗ-5299-20-24 | 5299MZ | высокопольный | |||
НефАЗ-5299-20-32 | 5299CS | высокопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-33 | 5299KS | высокопольный | КамАЗ-740.65-240 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-52 | высокопольный | Cummins ISB6.7е5250B | Voith DIWA D 854.3E | ||
НефАЗ-5299-21-06 | 5299MB | междугородний | Caterpillar-3116 | ZF | |
НефАЗ-5299-30-22 | 5299NC | полунизкопольный | Доступная среда | Cummins ISBe 250.30 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-31 | 5299GN | полунизкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | КамАЗ-820.61-260 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-32 | 5299CN | полунизкопольный | Доступная среда | Cummins 6 ISВе 270 B | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-33 | 5299KN | полунизкопольный | Доступная среда | КамАЗ-740.65-240 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-42 | 5299ZN | полунизкопольный | Доступная среда | CUMMINS 6ISBe4 270В | ZF 6HP 504C Voith D 854.3Е |
НефАЗ-5299-30-51 | 5299UN | полунизкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | Mercedes-Benz M906 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-52 | 5299JN | полунизкопольный | Доступная среда | Cummins ISB6.7е5250B | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-56 | полунизкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | КАМАЗ 820.91-260 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-37-32 | 5299CT | междугородний | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-37-33 | 5299KT | междугородний | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-40-51 | 5299UP | низкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | Mercedes-Benz M906 | ZF 6R 1200BO |
НефАЗ-5299-40-52 | 5299JP | низкопольный | Доступная среда | Cummins ISB6.7е5250B | Voith D854.5E |
НефАЗ-52994 | низкопольный | Доступная среда | Cummins ISBe 250.30 Cummins 6 ISВе 270 B (245 B) | ZF Ecomat 2 5 HP 502 ZF Ecomat 2 6 HP 504 °C Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-52994-10 | 52994C | низкопольный | Доступная среда | КамАЗ-740.50-360 | ZF 6S 1600 |
НефАЗ-52994-40-42 | 52994P | низкопольный | Доступная среда | CUMMINS 6ISBe4 270В | ZF 6HP 504C Voith D 854.3Е |
5299-10-хх (высокопольный). Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой — все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы с обновлённым дизайном.
Автобус НефАЗ-52994. Фото Википедия
5299-11-хх (пригородный). Предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам. Имеет две двери. Комплектуется туристическими мягкими сиденьями. Автобус вмещает до 77 пассажиров, количество посадочных мест составляет 45. В автобус устанавливаются двигатели КамАЗ или Cummins. Безопасность движения обеспечивает пневматическая тормозная система Wabco, оснащённая АБС. Передняя подвеска — пневматическая с одним регулятором положения кузова на двух пневмоэлементах с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — на четырёх пневмоэлементах и с двумя регуляторами положения кузова.
5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородные). Междугородные модификации, отличающиеся дизайном передней части. В отличие от пригородного, оснащается прислонно-сдвижными дверями и отсеками для багажа, возможна установка кондиционера. В автобусе предусмотрено 59 мест: 43 места для сидячих пассажиров, а также участки прохода для стоящих. Автобусы комплектуются дизельным двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF немецкого производства.
5299-30-хх (полунизкопольный). Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются газомоторные автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.
Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. В салоне имеются три потолочных люка с электроприводом и пять форточек, оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь.
С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской , аналогичными ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон. Базовый дизайн внешнего вида был незначительно изменен в 2012 году (линия окон), а более серьёзный рестайлинг проведён в 2013 году (передняя и задняя маски, салон) и в 2021 году (полностью изменён внешний вид кузова).
Автобус НефАЗ-5299-30-32 дизайна 2012 года. Фото Википедия
Электробус НефАЗ-52992. В 2012 году был представлен электрический НефАЗ-5299. Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 километров. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса НефАЗ-52992 размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт·ч.
52994-хх (низкопольный). Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011». Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.
Популярные модификации
5299-10 является первой моделью данной серии, производство которой началось в 2000 году. Кузов выполнен из цельнометаллического материала. Изначально дизайн был такой же, как у белорусского МАЗ-104, но в 2004 году экстерьер был модифицирован. Модификация оснащена дизельным двигателем и коробкой передач от КамАЗа. Длина всех трёх дверных проёмов составляет 1.2 метра.
5299-10-33 – автобус большого класса предназначен для перевозки пассажиров по регулярным городским маршрутам. В салоне располагаются 25 мест для сидения. При этом общая вместимость – 114 человек. Габаритные размеры – 11760х2500х3036 мм. Двигатель – КамАЗ-740.65-240 (Евро-3, 8V, 10,85 л., 240 л.с.). КПП – ZF 6S 1200ВО. Шасси – КамАЗ-5297, 4х2. Масса снаряженная / полная – 10240 / 18000 кг.
5299-11 предназначена для пригородных пассажирских перевозок. Из особенностей данной модификации базовой модели можно выделить то, что у 5299-11 всего две двери, а количество сидячих мест увеличилось до 45. Общая вместимость составляет 77 единиц. Установлены комфортные туристические сиденья, предназначенные для дальних поездок.
Пригородный автобус НефАЗ-5299-11. Фото Википедия
5299-11-31 – пригородная модель с каркасным, цельнометаллическим, несущим кузовом вагонного типа. Габаритные размеры – 11885х2500х3495. Шасси – КамАЗ-5297-31, 4х2, ведущие колеса – задние. Двигатель – КамАЗ-820.61-260 (259 л.с., 11,762 л, 8V). КПП – механические ZF 6S 1200BO / ZF 6S1310BO. Масса снаряженная и полная – 11800 и 17900.
5299-11-32 – пригородная модель с цельнометаллическим кузовом вагонного типа с термоизоляцией оснащена двигателем Cummins 6ISBe 270B (Евро-3, 270 л.с, 6,7 л. 6R). Количество мест, общее / посадочное – 77 / 45. Габаритные размеры – 11760х2500х3036 мм. Шасси – КамАЗ-5297, 4х2. КПП – ZF 6S 1200BO. Масса снаряженная / полная – 10980 / 16900 кг. Почему следует заострить свое внимание на НефАЗ-5299-11-32? Потому как в салоне есть участки прохода, в которых удобно разместить стоящих пассажиров. Двойная система отопления поделена на автоматическую и действующую от жидкостной системы охлаждения двигателя.
5299-11-52 – один из наиболее популярных видов муниципального транспорта в России произведен на зарекомендовавшем себя шасси грузового серийного КамАЗа-5297. Технические характеристики модели представлены в отдельной статье.
5299-11-56 на КПГ (объем баллонов 984 (123х8)) оборудован современным двигателем КамАЗ-820.91-260 (Евро-5, 260 л.с., 11,762 л.), сочетающим мощность, экологическую безопасность и высокую ремонтопригодность. На автобусе также установлены компоненты ведущих мировых производителей (КПП ZF 6S 1200В0, гидроусилитель интегрального типа, производства PBL или ZF, рабочая тормозная система — двухконтурная, пневматическая, с АБС, с высоким эксплуатационным ресурсом. Доступная цена, низкая стоимость владения, и большой срок эксплуатации все это делает данную модель с количеством мест для сидения 44, общим – 80 эффективным решением для пригородных маршрутов и перевозки персонала.
5299-17 предназначена для междугородных/туристических пассажирских перевозок. Отличительной особенностью данной модели является дизайн передней части. Автобус оснащён багажным отделением и прислонно-сдвижными дверями. Зачастую в салоне устанавливается кондиционер. Общая вместимость составляет 59 мест, из них 43 предназначены для сидения. Модель оснащена механической коробкой передач немецкого производства ZF и двигателем Cummins.
5299-17-42 оснащен двигателем Cummins ISB6.7e4270B объемом 6,7 л., 6R, мощностью 270 л.с., КПП: механические ZF 6S 1200BO, ZF 6S131BO и автоматическая VOITH D 854.3 E. Шасси – КамАЗ-5297-G4. 4х2, задние колеса- ведущие. Габаритные размеры – 11885х2500х3174…3280 мм. Количество посадочных мест – 42, 44, 46, общая вместимость – 73, 71, 69.
НефАЗ-5299-30-52 городской, полунизкопольный, Фото Транспортный Центр
5299-17-52. Автобус укомплектован двигателем Cummins (Евро-5, объем – 6,692, 6R), сочетающим мощность, экономическую эффективность и экологическую безопасность. Комфортабельный салон, отделанный велюром, оснащен эргономичными сиденьями, тонированными окнами с форточками, потолочным турбовентилятором. Количество посадочных и стоячих мест – 44 и 27.
5299-20-15. Городской, высокопольный, большой с 3 двухстворчатыми дверями. 4х2. Двигатель – КАМАЗ 740.31-240 (Евро-2) объемом 10,85 л., мощностью 240 л.с., 8V. Механическая КПП Voith D 851.2 (В 851.3 Е). 25 посадочных мест, номинальная вместимость 114 чел. Снаряженная масса – 10170, полная – 18000. Нагрузка на переднюю и заднюю ось составляет 6500 и 11500 кг. соответственно.
5299-30-22 – модель с 60 %–низкопольности оснащена двигателем Cummins ISBe 250.30 (четырехтактный, дизельный, 250 л.с., 5,9 л.), автоматической КПП VOITH D 854.3Е. Габаритные размеры – 11920x2500x3120 мм. Количество посадочных мест – 25+1, номинальная вместимость – 101. Масса снаряженного автобуса – 11120, полная масса – 18000.
5299-30-51 – 60% низкопольный городской автобус на компримированном (сжатом) природном газе. Двигатель – Mercedes-Benz M 906 LAG/EEV/1 (Евро-5, 279 л.с., 6,883 л.). КПП – автоматическая Voith D 854.3Е. Габаритные размеры – 12000х2500х3475 мм. Количество мест для сидения – 25+1, общая вместимость – 105/116. Масса снаряженного автобуса – 10860, полная масса – 18000-18800. Шасси – КамАЗ-5297-U5, 4х2, ведущие колеса – задние.
5299-30-52 предназначен для работы на маршрутах с активным пассажиропотоком. Двигатель Cummins ISB6.7e5250B (Евро-5, 238 л.с., 6,7 л.) – это сочетание мощности, экономической эффективности и экологической безопасности. Надежные узлы и агрегаты такие как АКПП Voith D 854.5E, передние тормоза Wabco, задние барабанные-КТЗАА, задний мост Raba, ECAS, защита ДВС, ПЖД, КПП, ЭРА-ГЛОНАСС, Салон с аппарелью, местом для инвалидных колясок, антивандальными сидениями, низким уровнем пола облегчающим высадку и посадку пассажиров, в том числе людей с ограниченными возможностями, длина 12 м. просторный и вместительный-до 106 человек: все это подарит комфорт пассажирам и высокую рентабельность перевозчикам.
5299-40-51 – городской автобус на КПГ, сердцем модели является шестицилиндровый газовый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG. Он соответствует экологическому классу Евро-5, выдает 279 л.с. мощности. В паре с двигателем работает четырехступенчатый автомат фирмы Voith. Количество посадочных мест – 20/24/20+1/24+1, общая вместимость – 105/116. Шасси – КамАЗ- 52974-U5, 4х2. Снаряженная и полная масса – 10860 и 18000/18800.
НефАЗ-5299-11-56, пригород, газовый. Фото Транспортный Центр
5299-40-52 – низкопольный автобус, работающий на дизельном топливе с двигателем Cummins, ISB6.7e5250B (Евро-5, 238 л.с., 6,692 л., 6R), предназначен для эксплуатации на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком. Количество посадочных и стоячих мест – 29+1(инв.)+81. Габаритные размеры – 12400х2550х2770 мм. Снаряженная масса – 10450; полная – 18000 кг.
Схемы
Пользователей Интернета особенно интересуют электрическая схема и схема главного тормозного крана. Однако, в общем доступе данной информации нет. Но пользователи имеют возможность ознакомиться с руководством по эксплуатации, где представлены основные сведения о транспортном средстве.
Основные характеристики
С автобуса Нефаз 5299-10 начинается выпуск дальнейших прототипов Нефаз 5299-10-32, 5299-10-33 и других. Здесь присутствует интересный дизайн, цельнометаллический кузов, дизельный двигатель и КПП от КамАЗа.
Нефаз 5299-10-15 городского типа выпускается по стандарту Евро-2. Основные черты: 5МКПП, 8-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 240 л.с. Общее количество мест/посадочных – 114/25. Выпускаемые позже Нефаз 5299-10-17 и 5299-10-42 отличались лишь дизайном и числом сидений.
Модификация Нефаз 5299-11-31, а также его усовершенствованные варианты Нефаз 5299-11-32 и Нефаз 5299-11-33 предназначены для езды по пригородным местам. Комфортабельные сиденья специально созданы для туристических путешествий.
Почему следует заострить свое внимание на Нефаз 5299-11-32? Потому как в салоне есть участки прохода, в которых удобно разместить стоящих пассажиров. Двойная система отопления поделена на автоматическую и действующую от жидкостной системы охлаждения двигателя.
Отдельно стоит сказать, что во все конструкции, в том числе и Нефаз 5299-11-31 или Нефаз 5299-11-32 вмонтированы окна из закаленного стекла для безопасности.
Среднепольный Нефаз 5299-11-42 встречается с МКПП или АКПП. По всем нормам экологичности Нефаз 5299-11-42 соответствует Евро-4. Внушительные размеры предназначены для 45 сидящих пассажиров. Полная же вместительность позволяет транспортировать 96 человек.
Главные особенности, которыми отличается Нефаз 5299-11-42 –45 посадочных мест и наличие двух дверей для входа/выхода. Полная вместимость – 77 человек.
Для междугородних перевозок начали производиться Нефаз 5299-17-32 с оригинальным дизайном передней части. У Нефаз 5299-17-31 есть вместительное багажное отделение и сдвижные двери. Число посадочных мест/общая вместимость – 43/59.
Междугородный Нефаз 5299-17-32 может развивать максимальную скорость 90 км/час.
Дополнительные данные представлены в таблице
количество посадочных мест | 42 |
общая вместимость | 69 |
люки на крыше | 3 |
В прототипе Нефаз 5299-17-42 имеется 44 места для сидящих пассажиров. Общая вместимость пассажиров в автобусе Нефаз 5299-17-42 составляет 90 человек.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 11000 и 18000.
- Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6500 и 11500.
- Минимальный радиус разворота, м. 12.
- Рулевой механизм. С гидроусилителем.
- Тип рулевого управления. Интегрального типа.
- Тормозная система. Рабочая – пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, АВS. Стояночная – привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес. Запасная – функцию запасной выполняют контуры рабочей тормозной системы. Вспомогательная – встроенный в коробку передач гидрозамедлитель.
Осуществить эти намерения тогда не удалось, но проделанная работа не пропала зря, став основой для более рационального проекта: автобусы (см. таблицу) теперь выпускает дочернее предприятие КамАЗа — Нефтекам-ский завод автосамосвалов (НефАЗ), который и ранее занимался не только самосвалами, но и другой специальной техникой, а также вахтовыми автобусами на шасси грузовых КамАЗов.
Базовая модель — большой городской автобус НефАЗ-5299-15 (рис. 1) длиной 11,8м, вместимостью 114 чел. (25 мест для сидения), имеющий традиционную компоновку с двигателем в заднем свесе и три двухстворчатые двери в правом борту.
Двигатель автобуса — КамАЗ-740.31-240 — турбонаддувный восьмицилиндровый V-образный дизель с промежуточным охлаждением воздуха, отвечающий требованиям норм «Евро-2» и развивающий максимальную мощность 169 кВт (240 л. с.) и крутящий момент 932 Н • м (95,1 кгс•м). В стандартной комплектации он оснащен предпусковым подогревателем, выполняющим также функцию автономного ото-пителя салона. В состав силового агрегата входят, помимо дизеля, сцепление КамАЗ-17.1600010-10 с гидравлическим приводом и пнев-моусилителем, а также пятиступенчатая механическая коробка передач КамАЗ-142 с тросовым приводом механизма переключения.
Задний мост — (Болгария), с блокировкой дифференциала и общим передаточным числом 5,08. Передний и задний мосты имеют пневматическую подвеску с телескопическими амортизаторами и регуляторами положения кузова (передний — на двух пневмо-элементах с одним регулятором, задний — на четырех пневмоэле-ментах с двумя регуляторами).
Тормозная система — двухконтур-ная пневматическая, с АБС (компоненты ). Стояночным тормозом служат задние тормозные механизмы, приводимые от пружинных энергоаккумуляторов, вспомогательным — моторный тормоз. Функцию запасной тормозной системы выполняют дублирующие друг друга контуры рабочей системы. В рулевом управлении используется интегральный гидроусилитель РРТ (Югославия) или РBI (Германия).
Кузов представляет собой сварной каркас из прямоугольных стальных труб, обшитый оцинкованным стальным листом. Люки по бортам автобуса — алюминиевые; арки колес, панели передней и задней стенок кузова — стеклопластиковые. Днище, колесные ниши и внутренние полости труб каркаса в процессе изготовления обрабатываются антикоррозионными материалами.
На том же шасси помимо базовой модели выпускается ряд модификаций: пригородный НефАЗ-5299-16 (рис. 2) с двухдверным кузовом, междугородный НефАЗ-5299-17 (рис. 3) и «северная» комплектация последнего. Автобусы могут комплектоваться коробками передач «Фойт Д» либо силовым агрегатом в составе дизеля «Катерпиллер 3116» и коробки передач ZF S6-85.
На базе городского автобуса автозавод выпускает модификацию НефАЗ-5299-21, с впрысковым газовым двигателем (с искровым зажиганием) КамАЗ-820.53-260.
Данный двигатель — восьмицилиндровый V-образный, рабочим объемом 11,76 л, разработан на базе дизеля, что за счет высокой (12,5) степени сжатия позволило добиться не достижимой на двигателях, традиционно переоборудованных из бензиновых, эффективности использования газового топлива (сжатый метан), его максимальная мощность — 191 кВт (260 л. с.) при n = = 2200 мин-1, максимальный крутящий момент 932 Н • м (95 кгс • м) при п = 1500-1800 мин-1; минимальный удельный расход топлива — 218 г/кВт•ч (или 0,3 м3/кВт•ч).
Параметр Модель автобуса НефАЗ —————————————————— 5299-15 5299-16 5299-17 5299-21 52991 3299 ————————————————————————-
Тип Большой Приго- Междуго- Большой Турист- Малый городской родный родный городской ский городской Габаритные размеры, мм длина 11 760 11 760 12000 7500 ширина 2500 2500 2500 2500 высота 3120 3120 3120 3080 База, мм 5840 5840 6000 3820 Габаритный радиус поворота, м 12,0 12,0 12,0 8,5 Снаряженная масса, т 10,17 11,34 12,72 11,26 13,809 5,20 Полная масса, т, в том числе: 18,0 16,9 16,9 18,0 18,0 8,0 на переднюю ось 6,5 6,0 6,0 6,5 6,5 3,0 на заднюю ось 11,5 10,9 10,9 11,5 11,5 5,0 Вместимость, чел. 44 40 Число мест для сидения 25 45 47 20 44 23 Максимальная скорость, км/ч 70 90 90 70 20 100 Двигатель: модель КамАЗ-740.31-240 КамАЗ- КамАЗ- Камминз 820.53-260 740.50-360 В-3,9 140 максимальная мощность, кВт(л.с.) 169(240) 180(260) 265(360) 104(140) крутящий момент, Н•м (кгс•м) 32(95,1) 908(92,7) 1470(156) 502(51,2) экологический уровень «Евро-2» «Евро-2» «Евро-2» «Евро-2» От дизеля, помимо корпусных деталей и основных механизмов (кривошипно-шатунный и газораспределительный), газовый двигатель унаследовал турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Топливо впрыскивается распределенно, через газовые электромагнитные дозаторы. Для его поджига служит традиционная искровая система зажигания.
Автобус с газовым двигателем по своим параметрам и характеристикам близок к базовой дизельной модели, но несколько тяжелее, рассчитан на перевозку лишь 82 пассажиров и имеет только 20 мест для сидения. Газовые баллоны общим объемом 990 л распределены по кузову автобуса: четыре 50-литровых и два 80-литровых размешены в нишах под полом кузова (по левому борту), а два 315-литровых — в специальном отсеке вдоль задней стенки (над двигателем), на месте пяти самых неудобных пассажирских сидений. Запас газа в баллонах составляет 215м3 (в свободном состояyнии), что соответствует запасу хода более 60 км (контрольный расход — 32 м3) и вполне достаточно для работы на городских маршрутах. Однако это на треть меньше, чем у дизельного автобуса, имеющего запас топлива 250 л и расход 26 л/100 км.
Перечисленные особенности можно, конечно, считать недостат- ками. Однако не следует забывать, что они окупаются как меньшей стоимостью топлива, так и меньшим экологическим ущербом от эксплуатации автобуса. Кроме того, НефАЗ-5299-21, по существу, первый газовый автобус нового поколения, созданный на базе серийных кузова и шасси. В дальнейшем, если это направление получит развитие и поддержку властей, очевидно, не составит проблемы разработать и наладить выпуск более оптимально скомпонованной конструкции, в которой уже не будет вынужденных компромиссных решений.
В семействе предусмотрен также междугородный автобус туристического назначения — НефАЗ-52991 (рис. 4). Он — «высокопалубный», рассчитан на 44 пассажира, имеет кухонный отсек с холодильником и пятилитровым титаном, биотуалет, спальное место для сменного водителя и вместительные багажные отсеки. Комфортные климатические условия в салоне поддерживают два накрышных реверсивных турбовен-тилятора и кондиционер SR50 SW , а также жидкостной подогреватель DBW-300, автономный отопитель «Эйр Топ 2000» в кабине водителя. В салоне установлен DVD-проигрыватель с двумя мониторами; на панели приборов в кабине водителя вместо спидометра — тахограф.
Автобус оснащен турбонаддув-ным дизелем КамАЗ-740.50-60, развивающим максимальную мощность 265 кВт (360 л. с.) и максимальный крутящий момент 1470 Н • м (156 Н•м). Силовой агрегат комплектуется немецкими сцеплением MPZ-430 и коробкой передач ZF 6S 1600 — механической, шестиступен-чатой, с тросовым приводом механизма переключения. Задний мост — , с передаточным числом 3,583 и блокировкой дифференциала. В остальном шасси данной модификации аналогично базовой модели.
Как городские, так и междугородные НефАЗы уже не первый год представлены на автомобильных выставках, успешно поставляются во многие российские регионы и зарекомендовали себя как надежные и удобные в обслуживании АТС. В отличие от них малый городской автобус НефАЗ-3299 (рис. 5) — новая продукция предприятия, пока не известная широкому кругу потребителей.
Модель имеет полную массу 8 т, 23 места для сидения, т. е. составляет конкуренцию автобусам ПАЗ. В конструкции использовано много импортных компонентов: тур-бонаддувный четырехцилиндровый дизель «Камминз» В 3,9 140 (рабочий объем — 3,9 л, мощность — 104,5 кВт, или 140 л. с., крутящий момент — 502 Н • м, или 51,2 кгс • м), вытяжного типа сцепление МР-325 (Бразилия), механическая пятиступенчатая коробка передач ZF 5S 42, рулевой механизм C300V.713-015 (113-15) с насосом ZF, тормозной системой с АБС или «Кнорр-Бремзе».
Передняя и задняя подвески — рессорные с гидравлическими телескопическими aмортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. Задние концы задних рессор выполнены скользящими.
Кузов, как и у семейства больших автобусов, имеет сварной каркас из прямоугольных стальных труб и обшит оцинкованным стальным листом. Передняя и задняя стенки — из стеклопластиковых панелей. Дизайн автобуса перекликается с дизайном междугородного НефАЗ-52991, т. е. выполнен в едином фирменном стиле НефАЗа.
Р.К. Москвин
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. КамАЗ-740.11-240.
- Тип. Дизельный с турбонаддувом.
- Количество и расположение цилиндров. 8V.
- Нормы экологической безопасности. Евро-1.
- Рабочий объем, л. 10,86.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 177 (240).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 834 при 1400.
- Расположение двигателя. Заднее продольное.
- КПП. Механическая КамАЗ-141.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая-Зависимая, пневматическая.
- Максимальная скорость, км/ч. 70.
Городской автобус НЕФАЗ 5299-0000030-52
Автобус Нефаз 5299-30-52 городского типа является надежным и комфортным транспортом. Салон рассчитан до 105 пассажиров, имеется накопительная площадка, оснащенная аппарелью и возможностью крепления инвалидных кресел. Долговечность техники обеспечивает каркасный оцинкованный кузов с гарантией от сквозной коррозии до 15 лет.
- Двигатель, сочетающий мощность, экономическую эффективность экологическую безопасность;
- Компоненты ведущих мировых производителей с высоким эксплуатационным ресурсом;
- Высокая рентабельность: низкий расход топлива, умеренная стоимость техобслуживания и большой срок эксплуатации, благодаря технологиям обработки кузова;
- Автобус для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком, полностью соответствует программе «Доступная среда».
Причины популярности
Автобус НeфАЗ-5299 является очень популярным на территории России. Этого удалось добиться благодаря универсальности и высокому качеству сборки данной модели. Автобус является очень удобным для пассажиров, что обеспечивается продуманной конструкцией, наличием оборудования для инвалидов, установленного на многих модификациях, возможностью установки кондиционеров и др. Преимуществами для водителя является хорошая обзорность, удобное сиденье и современная электроника. В нештатных ситуаций на помощь придёт система ABS, входящая в базовую комплектацию.