Козловой кран (КК) – многофункциональное оборудование для различных площадок и объектов, где грузоподъемные работы ведутся постоянно.
Технические характеристики козлового крана ККС-10 являются причиной востребованности и популярности этой модели в стране.
Производят КК много отечественных , Бурейский, Бываловский БМЗ, Ленинградский ГМО, Московский ММЗ №5, Великолукский ВОМЗ, Узловский завод и др., и зарубежные краностроительные заводы.
Козловые краны — описание, общие технические характеристики
Козловой кран — это агрегат мостового типа.
Горизонтальная балка, по которой перемещается груз — конструктивно относится к мостовой группе подъемных механизмов.
Основным отличием является то, что КК может сам передвигаться по рельсам.
Внешне КК напоминает монтажные козлы, отсюда — характерное название.
Усредненный срок эксплуатации козловых кранов — около 20 лет, наработка на отказ ≈ 3 000 циклов.
Применение и устройство КК
Козловые подъемные механизмы незаменимы в местах, где подъезд остальной грузоподъемной техники проблематичен или исключен.
Занимая минимум места на земле, агрегат охватывает большую площадь для перемещения грузов.
Применение:
- складские и промышленные территории, грузовые дворы;
- заводы—полигоны по изготовлению металлических конструкций, ЖБИ (ККМ-20);
- перегруз контейнеров на товарных станциях, ж/д узлах, в морских портах (КК-16/20);
- работа с лесозаготовками, древесиной (ЛТ-62);
- монтаж сборных промышленных сооружений и оборудования (КК-12,5);
- обслуживание шлюзов, плотин, тепловых и гидроэлектростанций;
- в корабле— и судостроении (производство крупных судов, фиксация частей корпуса при сварке).
Козловые подъемные механизмы оснащаются теми грузозахватами, которые соответствуют их предназначению.
Эксплуатация и содержание крана ККС-10 запрещено в тех местах, где складируются горючие или взрывчатые вещества.
Ограничения работы:
- границы рабочей зоны — пространство внутри консоли (пролета);
- КК нельзя использовать на уклонах грунта.
Общая схема козлового крана с описанием:
- ригель (ферма, балка) — пролетное строение. Мост легких и средних КК — одноблочный, тяжелых — двухблочный.
Балка бывает решетчатая или сплошностенная разного сечения. Она может иметь 1 или 2 консоли, или не иметь их совсем (консольные и бесконсольные краны); - опоры — жесткие, пространственные, гибкие или плоские. Если пролеты <25м, то все опоры — жесткие, внизу каждой зафиксированы ходовые тележки. При больших расстояниях между рельсами — одна нога фиксируется жестко, а 2-я — шарнирно. Каждая опора включает 1 или 2 стойки;
- крановые (грузовые) тележки (или электроталь), оборудованные грузоподъемным механизмом, на который крепится груз. Грузовые тележки бывают монорельcовыми или двухрельсовыми. Двухрельсовые тележки передвигаются по обоим поясам — верхнему и нижнему, а однорельсовые — только по нижнему;
- электрооборудование. Энергоснабжение КК — от внешней сети по троллеям или с помощью гибкого кабеля. Кабель накручивается на кабельный барабан, зафиксированный на одной из опор крана;
- подкрановые рельсовые пути — наземные, рельсы Р43/Р24 (Р50/Р65) устанавливаются на деревянные (ж/б) шпалы на гравийной подушке. Рельсы должны быть с заземлением и тупиковыми упорами.Движение происходит благодаря двухребордным колесам, установленным на опорах. Размер колеи равен пролету крана.
Помимо конструктивных элементов в устройство козлового крана входят механизмы передвижения всего крана и тележки, грузоподъемный механизм.
Функцию подъема груза осуществляет грузовая тележка (при г/п>5т) или тельфер (г/п<15т).
Возможно совмещение на одном механизме грузовой тележки с электроталью — с тележки ведутся работы с тяжелыми грузами, а с помощью тельфера — дополнительные работы меньшей тяжести.
Все козловые краны, перемещающиеся по подкрановым путям, имеют противоугонные захваты, которые рассчитаны удержать тяжелый и высокий подъемник от падения при воздействии ветровой нагрузки.
Ходовая часть ККС 10
Ролики опорные для крана ККС-10
Козловой кран ККС-10 снабжен достаточно большим количеством жестких креплений в ходовой. Основное колесо посажено на расточки швеллеров рамы. Передача крепится на ось шарообразных роликовых подшипников.
Основная шестерня постоянно в сцепке с венцом колесного хода. Подшипники, контролирующие вращение вала, соединяются с тихоходной частью редукторного валика муфты. Для сохранения подвижных поворотных частей приводной тележки чистыми и рабочими используется предохранительный кожух.
Ходовая часть очень удобна добавочными стойками и возможностью самостоятельного перемещения крана. Особенно это ценится на сложных рельефах складских площадок и широкополосных железнодорожных погрузочных площадках. Установка и перемещения крана с жесткими креплениями во многих случаях возможна без демонтажа оборудования и трат времени на его обратную сборку.
Классификация
По предназначению КК можно разделить на 3 группы:
- общего назначения — перегрузочные, используются для погрузки/разгрузки разных грузов на открытых производственных/складских территориях и в закрытых помещениях типа ангаров, грузоподъемность = 3,2-50т;
- строительно—монтажные: сборка промоборудования, кораблестроение, монтаж крупногабаритных ЖБИ, опоры и фермы мостов, г/п = 300-400т.
Оборудованы обе категории в своем большинстве крюковой подвеской, длина пролёта = 8-80м, высота подъёма = 7-30м.
- специальные: судостроение, ГЭС, ТЭС, обслуживание плотин, шлюзов. Оборудуются спец.грузозахватами: грейферами, электромагнитами,клещевыми захватами, дополнительно механизируются монтажной стрелой, консольно-поворотным краном и пр.
Выпускаются спецкраны больших типоразмеров, которые могут рассчитываться вместе с проектом возводимого сооружения, например, ГЭС или моста.
Грузоподъемность — до 900т, величина пролета ≈ до 130м, высота подъема — до 80м.
Козловые краны бывают самомонтирующиеся, остальные монтируются при помощи специальной техники.
Производятся разные типоразмеры КК, модели имеют большой диапазон технических параметров:
- грузоподъемность — от 5 до 1600т;
- высота подъема груза — от 3 до 100м;
- пролеты — от 20 до 130м;
- скорости подъема груза — от 0,1 до 32м/мин;
- передвижение кранов — до 100 м/мин, тележек — до 40м/мин.
По грузоподъемности все модели можно условно разделить на 3 категории:
- 5-10т;
- 12-50т;
- Краны с предварительным напряжением ригеля, с грузоподъемностью — от 15 до более 50т.
Предпочтительное применение находят козловые краны с гибкой подвеской груза — крюковые, а также грейферные (ККТГК) и магнитные (ККМ).
У некоторых моделей, есть возможность удлинения ригеля и опор за счет вставок. Это позволяет изменить г/п от 15 до 50т, пролет—от 32 до 62м и высоту подъема — от от 7 до 30м.
О других грузоподъемных механизмах на сайте: автокраны Либхер, Ивановец 25, Галичанин 25, автокран на базе МАЗ-5337, манипулятор Tadano, пневмоколесный кран КС-5363, гусеничные краны МКГ-25БР и РДК-250, башенный кран КБ-403 и подробно об устройстве мостового крана.
Управление
Управлять подъемом и перемещением грузов КК можно с земли или из кабины.
Электрический способ — из кабины крановщика. С высоты четко видно груз любых размеров, кабина может быть оборудована бортовым компьютером для более точного размещения грузов.
Используется в основном при грузоподъемности >10т и предполагает работу опытного оператора крана.
Запрещена работа ККС-10 при температуре ниже -40ºС: • загустевает смазка узлов; • попавшие на трущиеся поверхности частицы влаги замерзают, создавая серьезные повреждения при работе.
Краны с таким типом управления регистрируются в органах технадзора в обязательном порядке. Кабина крановщика может быть стационарной или передвижной.
Неподвижная крепится к одной из сторон крана и рекомендуется при небольших длинах пролёта и высоте подъёма.
Мобильная кабина монтируется к передвижной тележке крана, что удобно при большой длине пролета и высоте подъёма.
Управлять процессом с поверхности земли можно с помощью беспроводного или подвесного пульта управления. Такой метод чаще используют в закрытых помещениях при небольших габаритах грузов, имея достаточный обзор с пола.
Дистанционное управление механизмом не требует дополнительного образования сотрудников.
Для козловых кранов без кабины грузоподъемностью до 10 тонн не обязательна регистрация в органах технадзора
Легкий кран ККТ-5
ККТ-5 — Козловой Кран с Тельфером (электроталью), г/п = 5т. Применяют для работ с легкими или средними грузами (2-10т), в строительных, промышленных ангарах, судостроении.
ОПИ, ПБИ и ВБИ (общепромышленное, пожаробезопасное, взрывобезопасное использование) на любых грузоподъемных работах с тяжестью грузов≤ 5т.
Козловой кран 5 тонн — 2-х консольный, подъемный механизм — эл. таль, (3 фазы, переменный ток, напряжение = 380В, частотой тока = 50Гц).
Кран козловой ККТ-5 — технические характеристики:
- высота подъема = 7,1-11,2м;
- ветровая нагрузка — до V степени (включительно);
- пролет = 6/9/12/12,5/16/18/20/22/25/32м;
- токоподвод — кабельный барабан, кабельный карабин, троллеи (по спец.заказу);
- вес = 16-50т;
- легкий ККТ-5 работает как на открытых площадках, так и в помещениях производственных баз, заводов и складов;
- управление с помощью дистанционного пульта.
Козловой кран самомонтирующийся ККС-10
ККС-10 — двухконсольный КК — модернизация ранее выпускавшихся ККУ-7,5 и ККУ-10.
Подъёмный агрегат мостового типа на опорах, перемещается по рельсам подкранового пути на колесах с ребордами.
ККС-10 может быть оснащен разным рабочим оборудованием:
- крюк — стандартная комплектация;
- грейфер — транспортировка погрузки сыпучих грузов в пределах рабочей площадки;
- электромагнит — для работы с металлом.
Устройство крана ККС-10 имеет свои особенности и технические характеристики:
- У опор и моста — решетчатое строение, это облегчает вес, сохраняя прочность и рабочие параметры агрегата (грузоподъемность, скорость и пр.).
- Грузовая тележка — монорельсовая, подвесного типа. Над монорельсом сделан решетчатый настил для прохода по всей длине моста.
- Чтобы избежать расшатывание механизмов передвижения грузовой тележки и кабины установлены спец.катки, зафиксированные на основной раме с опорой на нижний пояс моста.
- Способ управления — с пола/из кабины.
- Ремонтные площадки смонтированы на консоли крана.
- Система безопасности состоит из: ограничителей крайних положений, датчиков наклона, буферных устройств, сигнализатора ветрового давления, звуковой сигнализации.
ККС-10 — технические характеристики:
- грузоподъемность 2-10т;
- высота подъема = 7,1-11,2м;
- ветровая нагрузка — до V степени (включительно);
- длина пролета = 14-32 метра;
- токоподвод — кабельный барабан, кабельный карабин, троллеи (по спец.заказу);
- вес = 42т.
Козловой кран ККС-10
Производством козловых (или мостовых) кранов занимаются многие заводы спецтехники, наиболее крупные из них по РФ расположены в Москве, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.
Фото козлового крана ККС-10
Область применения
Козловой кран – машина уникальная и незаменимая в случаях, где затруднен или невозможен подход другой грузоподъемной техники.
Занимая сравнительный минимум пространства на земле, он может охватывать большие площадки с идеальной точностью погрузочно-разгрузочных работ.
Краны ККС-10 козловые используются как в строительстве, так и во всех других местах, где необходимо работать с большими грузами:
- На железнодорожных станциях.
- В грузовом порту.
- На открытых складах.
- В постройке обширных комплексов.
- На погрузочных участках промышленных зон.
- В устройстве крупных инженерных сооружений.
- Для обслуживания гидротехнических систем.
Особенности модели
ККС-10 в разной комплектации может иметь следующие отличительные особенности:
- Для удобства пользования в разных назначениях козловые краны ККС-10 могут быть изготовлены с разной длиной пролета – стандартной либо индивидуальной по договоренности с заказчиком.
- Вертикальные опоры могут оснащаться дополнительными стойками, имеющими постоянный шаг панелей.
- Кабина оператора может быть как закрепленная стационарно, так и с возможностью передвижения вдоль длины моста.
Габаритные размеры крана ККС-10
Кроме того, кран может оснащаться различным рабочим оборудованием:
- Крюковым для стандартного метода захвата грузов краном ККС-10 зк.
- Грейферным для транспортировки в пределах рабочей площадки и погрузки сыпучих грузов.
- Электромагнитным для работы с металлическими грузами, в частности металлоломом.
ВАЖНО! Козловой кран приспособлен для работы в климате средних широт и легко выдерживает как мороз, так и высокие температурные режимы.
Фото ККТ и ККС
Разные модели козловых кранов представлены на фото.
Устройство конструкции
Рабочий механизм козлового крана ККС 10 составляют:
- пара редукторов;
- ходовое приводное колесо;
- зубчатый венец;
- вал приводной;
- шестерня;
- электродвигатель;
- корпус подшипника;
- промежуточный вал;
- тормозной механизм;
- зубчатая муфта;
- тормозной шкив.
Не менее важным узлом рабочего механизма козлового крана ККС 10 является тормоз.
На рабочий ресурс козловых кранов ККС 10 влияет качество монтажа, выполнять его должны только специалисты производителя.