Популярность МАЗ-5336 неоспорима. Секрет заключается в том, что этот грузовой автомобиль сочетает комфортную 2-х или 3-х местную кабину, в которой присутствуют ремни безопасности, подогреватель от двигателя, отменная шумоизоляция, ABS, богатые функциональные возможности: на грузовик можно устанавливать пожарное и строительное оборудование, заправщики для топлива, цистерны. А благодаря грузоподъемности в 10,9 тонн можно транспортировать практически любые тяжелые и габаритные грузы. Но чаще всего МАЗ-5336 встречается в составах автопоездов, ведь его основной задачей были и остаются «дальнобойные» перевозки.
Технические характеристики МАЗ-5336
Все модификации МАЗ-5336 имеют массу технических характеристик, которые ощутимо сказываются на ходе грузовика. К примеру, усовершенствованная передняя подвеска, оснащенная стабилизаторами поперечной устойчивости. Это во многом предопределяет выбор именно такой машины. Кроме этого, у МАЗ-5336 легко регулируемые сидения (возможен подогрев), а также рулевая колонка. От предшественников грузовик отличается более просторной кабиной, в которой предусмотрены два спальных места.
Как выглядит автомобиль
Особенности конструкции:
- Двигатель: МАЗ-5336 оснащен восьмицилиндровым, V-образным, атмосферным (в базовой модели) двигателем ЯМЗ-238 с рабочим объемом в 14 866 см3 и расходом топлива на 100 км. – 40 л (при 80 км/час).
- Трансмиссия: сцепление двухдисковое, гидроусилитель, 4-х ступенчатая (с демультипликатором – 8-ми) механическая КПП.
- Схема системы отопления базируется на использовании топливных насосов разного давления, благодаря всережимному регулятору позволяет управлять количеством оборотов.
- Конструкция тормозов объединяет две функционально раздельные системы: пневматическую ножную тормозную систему, воздействующую на колеса, и ручную, воздействующую на трансмиссию; такая конструкция уменьшает риск полного отказа системы.
- Подвеска рессорного типа, оснащена стабилизаторами и амортизаторами; колеса бездисковые.
- Динамика: наибольшая скорость – 100 км/час, 50 секунд – время, достаточное для достижения 60 км/час.
- Предельная полная масса – 18 т., в составе автопоезда – 40 т.
Конструкция грузового автомобиля имеет колоссальный рабочий ресурс: ориентировочный пробег между каждым капитальным ремонтом – около 1 млн. км. МАЗ-5336 способен «выживать» на низкокачественном топливе, имеет сравнительно неплохую проходимость и хорошо переносит долгие большие нагрузки.
Ходовая часть
Ходовая МАЗ-5336 является его сильной стороной. Конструкцию подвески позаимствовали у предыдущих моделей белорусского производителя, но доработали, устранив имевшиеся недостатки.
Грузовики МАЗ-5336 имеют рессорную подвеску:
- Передняя подвеска — полуэллиптическая, оборудована амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости.
- Задняя подвеска — включает пару основных и пару дополнительных рессор, оборудована стабилизаторами поперечной устойчивости.
Передняя рессорная подвеска МАЗ-5336 из 11 листов
Ведущий задний мост МАЗ-5336
Передняя подвеска имеет простую, но надежную и эффективную конструкцию. Она состоит из следующих деталей:
- двух продольных рессор;
- стремянки;
- переднего моста.
Рессоры выполнены из устойчивой к нагрузкам стали, в сечении их профиль формирует букву «Т». Благодаря этому удается избежать возможных смещений. Передняя часть рессор надежно фиксируется на раме грузовика, что дает возможность свободно перемещаться в вертикальном направлении. Задние же части рессор располагаются на скользящих механизмах, посредством которых успешно гасятся колебания.
Амортизаторы передней подвески МАЗ-5336 гидравлические и крепятся к переднему мосту при помощи кронштейна. Амортизаторы эффективно гасят колебания передних рессор, что позволяет продлить жизнь рамы. Даже при проезде по неровной дороге тряска в кабине грузовика практически не ощущается.
Задняя подвеска МАЗ-5336 должна выдерживать гораздо большие нагрузки, поэтому имеет более сложную конструкцию. Концы рессор, так же, как и у передней подвески, опираются на опоры. Центральная часть рессор крепится при помощи стремянок к балансирам. Балансиры имеют подвижное крепление и качаются на осях.
Колеса на МАЗ-5336 20-дюймовые бездисковые.
Техническое обслуживание ходовой и подвески
Ходовая часть грузовика МАЗ-5336 в процессе эксплуатации подвергается значительным нагрузкам, поэтому для стабильной работы подвески ей требуется регулярное и своевременное техническое обслуживание. При визуальном осмотре передней и задней подвески особое внимание необходимо уделять гайкам и другим соединениям, поскольку из-за вибрационных нагрузок они часто ослабевают.
При техническом обслуживании передней подвески МАЗ-5336 проверяют состояние:
- гаек стремянок;
- крепление стабилизатора;
- крепление амортизатора;
- крепление кронштейнов.
Если гайки ослабли и наблюдаются люфты, крепежи следует закрутить на максимум.
Передняя и задняя рессоры МАЗ-5336 также требуют внимания при техническом обслуживании, поскольку из-за скольжения пластин и истирания опорных частей могут изнашиваться. В ходе работ нужно:
- осматривать и смазывать листы рессор и крепления графитной смазкой (особенно если появился скрип);
- проверять расположение листов рессор по отношению друг к другу;
- заменить пальцы и втулки, если износ превышает 2 мм;
- заменить втулки балансира, если они деформировались.
Амортизаторы – еще один элемент ходовой, требующий внимание при техническом обслуживании МАЗ-5336, поскольку именно эти детали принимают на себя энергию колебания при движении бортового грузовика. Менять амортизаторы необходимо не реже 1 раза в год, может потребоваться и преждевременная замена амортизаторов, если на них есть визуальные повреждения.
О семействе МАЗ-5336
Все модели «классических» МАЗов-5336 оснащены мощными дизельными двигателями и трансмиссией Ярославского моторного завода. В начале 2000-х была выпущено небольшое количество МАЗ-533632-321 с немецкими КПП и двигателем, соответствующем Евро-3. Более экономичными являются МАЗ-53362 и МАЗ-53363 с расходом дизтоплива на 100 км. – около 30 л. (при 60 км/час). МАЗ-53363 считается одним из самых сильных грузовиков среди «классики», имея 330-лошадиный двигатель. Однако их грузоподъемность на 1,7 т. меньше. В остальном, конструкция «классических» МАЗ не имеет колоссальных отличий.
Обязательно почитайте: Технические характеристики МАЗ-54329
Настоящими экзотами среди МАЗов были и остаются дизельный тягачи МАЗ-533 и МАЗ-543 (масса – 23 тонны!), которые получили отдельный ряд модификаций. Эти громадины используются для перевоза тяжелой техники – главным образом, военной, поэтому функционально не имеют ничего общего с собратьями.
Просторная кабина имеет спальные места
МАЗ-5551
Легендарный самосвал, проверенный временем, стал выпускаться в 1985 году. В то время его максимальная грузоподъемность составляла всего 8 тонн, но несколько модернизаций смогли исправить этот недочет. Последнее обновление прошло уже после наступления 21 века. Автомобиль обзавелся новенькой кабиной, под его капотом разместился мощный современный двигатель, соответствующий текущим экологическим стандартам.
Технические характеристики
- Двигатели от Cummins и ЯМЗ на разных моделей обладают примерно одинаковой мощностью в 250 л.с. и способны разгонять транспортное средство до 90 км/ч
- Коробка передач 9-ступенчатая от ЯМЗ
- Гидроусилитель руля
- Расход топлива 22 л на 100 км
- Объем топливного бака 200 л
Общие характеристики
- Максимальная грузоподъемность составляет 10 тонн у всех модификаций, реализуемых с 1998 года
- Полная масса с загрузкой не превышает 16,5 тонн
- Высота автомобиля 2,925 м, поэтому под трехметровыми мостами следует проходить с осторожностью
- Дорожный просвет не превышает 28 см
МАЗ-5551 это самосвал, поэтому немаловажную роль для него играет удобство разгрузки. Кабина поднимается на 47 градусов за 15 секунд при условии полной загрузки. На возвращение в исходное положение необходимо около 10 секунд.
Кабина
Обновленная располагает комфортабельными сиденьями. Со стороны водителя кресло подрессорено, но это все удобства, на которые стоит рассчитывать. Как будто желая подчеркнуть, что МАЗ-5551 создан исключительно для работы, конструкторы не включили в базовую комплектацию даже магнитолу.
Такой спартанский стиль немного компенсируется удобным откидным механизмом кабины, в котором учтены и исправлены все недостатки ранних модификаций. Теперь кабина откидывается плавно, предоставляет свободный доступ ко всем остальным элементам, а расположение откидного механизма под решеткой радиатора служит отличной системой безопасности, ведь не открыв решетку, поднять кабину будет невозможно.
Несмотря на наличие нескольких недостатков, МАЗ-5551 до сих пор считается одним из лучших решений завода, поскольку выполняет свои функции исправно в течение десятков лет, независимо от капризов погоды и интенсивности эксплуатации.
Как выполнить тюнинг МАЗ-5336
Среди МАЗов, в особенности тех, которые используются для «дальнобойных» перевозок, едва ли можно встретить два одинаковых экземпляра. Каждый водитель придумывает свой неповторимый стиль. Что допускает тюнинг кабины МАЗ-5336:
- Установка высокой крыши, спойлеров, внешняя отделка кузова.
- Смена стандартной внутренней отделки благодаря декорированию металлическими, кожаными, деревянными элементами.
- Совершенствование информативности приборной панели, подсветка с применением светодиодов.
Кроме манипуляций с электропороводкой, выполняют и другие работы, связанные с обеспечением комфорта: установка автономного кондиционера, обогрева стекол, самостоятельно усовершенствование подвески. Образцы тюнинга можно увидеть на многочисленных фото.
Рулевое управление
Рулевое управление МАЗ-5336 отличается комфортностью и удобством. Рулевая колонка регулируется по высоте и длине вылета, поэтому водитель любой комплекции сможет настроить ее под себя. В систему рулевого управления МАЗ-5336 входит ГУР. Гидроусилитель не ухудшает управляемость и помогает снизить нагрузку на водителя. В целом водители положительно отзываются о ГУР и рулевом управлении МАЗ-5336, признавая его конструкцию удачной.
Рулевая колонка МАЗ-5336 настраивается по ряду параметров
К недостаткам рулевого управления можно отнести появление достаточно сильных люфтов. Чтобы их устранить, система нуждается в периодической регулировке рейки, подшипников винтов и зацепления. Осложняет процесс необходимость демонтажа конструктивного узла.
Гидроусилитель рулевого механизма МАЗ-5336 состоит из распределителя и силового цилиндра. Они идут в сборе и меняются при необходимости единым узлом. Составляющими элементами гидравлической системы ГУР являются:
- насос НШ-10 (монтируется на двигателе грузовика);
- бачок для гидравлической жидкости;
- система трубопроводов.
Чтобы в гидравлику не попадала грязь и пыль, в местах соединений используются резиновые уплотнители.
Полость силового цилиндра гидроусилителя МАЗ-5336 поделена на две части:
- подпоршневую,
- надпоршневую.
Полости силового цилиндра соединяются с каналами в корпусе распределителя при помощи трубопроводов.
Принцип работы ГУР на МАЗ-5336 следующий:
- при работающем моторе грузовика насос гидравлической системы подает в гидроусилитель масло;
- в зависимости от направления движения грузовика гидравлическое масло возвращается в бачок или подается в одну из полостей силового цилиндра;
- свободная от масла полость соединяется через сливную магистраль с бачком;
- если грузовик движется по прямой, масло подается по нагнетательному шлангу и далее по сливной магистрали обратно в бачок;
- если грузовик поворачивает, то при повороте руля гидравлическое масло подается в одну из полостей силового цилиндра, оказывая давление на связанную с ним рулевую тягу;
- если прекратить вращать рулевое колесо, масло начинает сливаться обратно в бачок.
ГУР на МАЗ-5336 отличается высокой чувствительностью, упрощая управление бортовым грузовиком даже при максимальной загрузке. В целом рулевой механизм достаточно надежный, хоть и требует регулярного технического обслуживания – в частности, осмотра на предмет протечек ГУР и затяжки болтов для устранения люфта рулевой колонки.
Покупка МАЗ-5336
При необходимости найти и купить МАЗ-5336 – не проблема. Анализ цен б/у автомобилей, которые можно купить на «Авито», показал, что средняя минимальная стоимость – 200 тыс. рублей. Средняя потолочная стоимость МАЗ-5336 – 500 тыс. рублей. Цена предопределяется комплектацией, годом выпуска и состоянием авто. Новенький МАЗ-5336 обойдется в 1,5-2 млн. рублей. При покупке в качестве достойной альтернативы можно рассматривать более современный МАЗ-5340 2002-го года выпуска, который является приемником МАЗ-5336 с массой усовершенствований. Средняя цена на эту модель – 1,8-2 млн. руб.
Вариант тюнинга кабины
Переключение передач
Коробка переключения передач на МАЗ-5336 с двигателями семейства ЯМЗ-238 также ярославской сборки — ЯМЗ-2381. Это механическая КПП, имеющая четыре ступени. Чтобы увеличить количество скоростей, на трансмиссию установлен демультипликатор. Таким образом, МКПП имеет 8 скоростей. 7 передач оборудованы синхронизатором, его нет только на задней скорости.
Учитывая, что у шестерен 1-й передачи нет синхронизатора, переключение на 1-ю скорость можно производить только после значительного снижения скорости.
Трансмиссия ЯМЗ-2381 на грузовике МАЗ-5336
Сцепление на большинстве коробок передач ЯМЗ-2381 двухдисковое, но встречаются и однодисковые модификации. Также механическая КПП оборудована гидравлическим усилителем.
Особенностью коробки передач на МАЗ-5336 является то, что трансмиссия достаточно сильно удалена от водителя. Это потребовало реализацию дистанционного управления КПП. Дистанционный привод трансмиссии состоит из:
- механизма переключения скоростей (расположен непосредственно на КПП);
- рычагов (они смонтированы в кабине и соединены с рычагом переключения скоростей).
Чтобы предотвратить одновременное включение двух передач, на трансмиссии МАЗ-5336 предусмотрен замок. Он при движении одного из штоков запирает остальные в нейтральной позиции. Реализован этот механизм при помощи шариков, которые выходят из своего углубления и заходят в положение штока, не давая ему встать в рабочую позицию.
Схема переключения передач МАЗ-5336 приведена ниже.
Схема переключения передач на МАЗ-5336