Принцип работы лебедки и других узлов грузовика ЗИЛ-131

На грузовых автомобилях повышенной проходимости (ЗИЛ-157, КрАЗ-214. Урал-375 и др.) устанавливают лебедку. при помощи которой преодолевают тяжелые дорожные участки. эвакуируют застрявшие машины, поднимают и подтягивают грузы.

Лебедка представляет собой барабан на который намотан трос. Барабан насажен на вал с червячным колесом, находившимся в зацеплении с червяком. Червячная пара расположена в картере и приводится во вращение от коробки отбора мощности при помощи карданной передачи. Коробка отбора мощности имеет обычно две рабочие передачи для подтягивания груза и одну для разматывания троса.

Большинство лебедок оборудовано автоматическим ленточным тормозом. При внезапном вращении барабана лебедки под нагрузкой в обратном направлении, т.е. при выключенном сцеплении автомобиля, тормозная лента затягивается и создает значительное сопротивление вращению тормозного барабана. Остановке барабана способствует самотормозящее действие червячной пары лебедки.

Лебедка в разборе

Лебедки автомобилей ГАЗ-66 развивают тяговое усилие 3500 кг, ЗИЛ-4500-5000 кг,Урал-375- 7000 кг, КрАЗ-214Б-8000 кг. Рабочая длинна троса лебедок-55-65 м.

Коробка отбора мощности

Устанавливают на коробку передач, с правой стороны сделан люк под установку. КОМ с реверсом, крутит в обе стороны. КОМ состоит из картера коробки передач, блока зубчатых колес, главного вала, ось зубчатого колеса, вилка включения, 2 шариковых подшипников, фланец. Шестерня КОМ вращается от задней скорости КПП. При установке КОМ валы должны крутится свободно без закусывания шестерен, проворачивая рукой. Вал регулируется набором бумажных прокладок под крышку подшипника. ТО коробки КОМ такое же как и у коробки передач.

коробка отбора мощности зил

Блок (полипласт) лебедки

Каждый автомобиль имеющий лебедку комплектуется блоком полипласт. С помощью этого блока можно увеличить мощность лебедки в двое, так как оно делит усилие пополам. Трос лебедки при эксплуатации автомобиля должен всегда быть туго намотан на барабан.

Лебедка включается так же как и КПП. Выжимаем сцепление и включаем КОМ в нужном направлении и отпускаем сцепление. В некоторых случаях можно разматывать трос при движении автомобиля.

блок полипласт

Важное при эксплуатации лебедки

  1. Не вытягивайте трос до самого конца, остаток троса должен составлять 4 витка барабана. Рабочая длинна троса 65 м а общая 70 м.
  2. Температура масла в картере чтобы была не больше 130 градусов.
  3. натяжение троса не должно быть более чем 45кН. В остальных случаях используйте блок полиспаст.
  4. Включайте раздатку КОМ и руками вытягивайте трос в натяжку.

схема лебедки зил

Запрещается при использовании

  1. запрещается включать заднюю скорость при работе лебедки.
  2. При большой нагрузке лебедки нельзя включать передачи скоростей.
  3. Запрещается буксировать лебедкой другой автомобиль.
  4. При работе лебедки запрещается находится рядом с тросом и делать выравнивание троса в барабане лебедки.
  5. При перегреве лебедки в шестернях редуктора, необходимо остановить работу и обнаружить причину перегрева.

червячный механизм

Техническое обслуживание лебедки

Производится своевременный осмотр всех деталей, производится протяжка болтов креплений подшипников, замена масла, проверка сальников, регулировка зацепления шестерен.

Необходимо периодический смазывать шарнирные соединения карданного вала и вала барабана лебедки.

При появлении зазора в червячной паре, регулируют подшипники или меняют механизм.

Конические подшипники червяка регулируются бумажными прокладками под крышкой.

Регулировку зацепления пятна контакта определяют нанесением краски на зубья зацепления. Редуктор будет греться при неправильном зацеплении пятна контакта.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Лебедка

Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал

главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум

военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆



Лебедка служит для самовытаскивания автомобиля, оказание помо­щи другой застрявшейся технике, а также может быть использована для подъема и опускания грузов.

У автомобиля КамАЗ-4310 лебедка барабанного типа с червячным редуктором и ленточным тормозом, максимальное тяговое усилие при выдаче троса назад 50 кН, при выдаче троса вперед 35 кН, рабочая длина троса при выдаче назад 86 м, при выдаче вперед 79 м. Лебедка установлена в задней части рамы автомобиля на двух поперечинах и двух кронштейнах и состоит червячного редуктора, барабана с тросом, автоматического тормоза и тросоукладчика. Привод лебедки осуществляется тремя карданными валами от коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке (см.рис.112). Управление коробкой отбора мощности электропневматическое. На. заднем карданном валу для предохранения деталей от перегрузок установлен срезающийся предохранительный болт.

Рис. 183. Редуктор лебедки автомобиля КамАЗ-4310: 1 — шлицевая втулка; 2 — стакан; 3 — вал барабана; 4 — червячное колесо; 5, 12 — крышки подшипников; б — лента тормоза; 7 — клапан предохранительный; 8 — подшипники; 9 — картер; 10 — крышка картеров; 11 — червяк; 13 — барабан тормоза; 14 — отражатель; 15 — пружина; 16 — муфта; 17 — вилка; 18 — шток вилки; 19 — регулировочные прокладки.

Редуктор лебедки служит для увеличения крутящего момента на барабане; редуктор червячный с передаточным числом 31. Он состоит из картера 9 (рис. 183) с крышкой 10, червяка 11 с коническими подшипни­ками, червячного колеса 4, муфты включения 16 с вилкой 17 и штоком 18. Червяк глобоидальный, однозаходный, изготовлен заодно с валом, который устанавливается в картере на двух конических подшипниках, поя крышки которых подложены регулировочные прокладки. Червячное колесо расположено на валу барабана свободно и может соединяться с зубчатым венцом вала с помощью муфты 16. Муфта перемешается рычагом, расположенным у лебедки на левом лонжероне рамы.

Тяговый барабан служит для создания тягового усилия и укладки троса. Вал барабана установлен на втулках в картере редуктора и траверсе лебедки. Соединение вала с барабаном осуществляется через шлицованную втулку 1. Трос крепится на реборде барабана скобой. На свободном конце троса при помощи клина крепится крюк. Клиновое крепление крюка позволяет легко снимать его с троса при изменении направления выдачи троса.

Автоматический тормоз предотвращает падение груза в случае раз­рыва связи между двигателем и редуктором лебедки. Тормоз барабанный ленточный, расположен во внутренней полости крышки 5. Барабан тормоза закреплен на валу червяка при помощи шпонки. Лента тормоза имеет внутреннюю фрикционную накладку, Один конец ленты 6 жестко закреплен в стенке крышки подшипника, другой — подвижно в отверстии крышки при помощи пружины 15. При вращении барабана вместе с червяком на прием троса, сила трения на ленте направлена таким образом, что не может затянуть ленту на барабане из-за деформации пружины; при изменении направления вращения под действием сил трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее затормаживание червяка.

При небольшой частоте вращения барабана тормоза усилие тормо­жения незначительно и не препятствует разматыванию троса. При быстром вращении барабана (например, в случае поломки предохранительного болта) действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной пары. Натяжение ленты тормоза регулируется гайкой крепления ее неподвижного конца. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса барабан тормоза не нагревался чрезмерно.

Тросоукладчик служит для правильной укладки троса на барабан. Основная деталь тросоукладчика — ходовой винт, приводимый во враще­ние при помощи цепной передачи от вала барабана. Винт имеет правую и левую нарезки, концы которых совпадают. По винту перемешается корпус тросоукладчика, на его осях установлены два ролика, между которыми проходит трос. При вращении вала барабана синхронно с ним вращается ходовой винт, при этом корпус тросоукладчика вместе с роликами перемешается вдоль винта, обеспечивая укладку троса на барабан.

В транспортном положении конец троса цепляется за буксирный крюк, закрепленный на переднем конце левого лонжерона рамы. На правом лонжероне расположены опорные ролики и клин для крепления троса при самовытаскивании автомобиля назад с помощью блока

В передней и задней части рамы размешены направляющие ролики. Для включения лебедки следует выжать до отказа педаль сцепления, установить в раздаточной коробке нейтральное положение, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления. Принудительная выдача троса обеспечивается включением передачи заднего хода в коробке передай, для наматывания троса следует включить первую передачу.

На автомобиле Урал-4320 лебедка с максимальным тяговым усилием 70 кН и рабочей длиной троса 65 м. Она установлена на специальной поперечине и двух кронштейнах в задней части рамы; выдача троса производится назад.

Привод лебедки осуществляется через коробку отбора мощности; установленную на раздаточной коробке и карданную передачу, состоящую из трех карданных валов и двух промежуточных опор. Включение коробки отбора мощности производится рычагом, расположенным в кабине. Лебедка включает в себя червячный редуктор, тяговый барабан, муфту включе­ния барабана, автоматический тормоз и тросоукладчик. Муфта включения барабана перемешается вилкой с рычагом, который находится на заднем конце правого лонжерона рамы. Реверс лебедки обеспечивается за счет включения передачи заднего хода и первой передачи в коробке передач.

На автомобиле ЗиЛ-131 устанавливается лебедка с тяговым усилием на тросе 45 кН (предельное усилие 50 кН) и рабочей длиной троса 65 м. Лебедка расположена в передней части автомобиля и закреплена болтами к переднему буферу и передней поперечине рамы (Рис.184).

Рис.184. Лебедка автомобиля ЗИЛ-131: 1 — муфта включения барабаиа;2 -вилка включения барабана; 3 -предохранительная скоба; 4- направляющий ролик; 3 — трос; 6 — редуктор; 7 — тяговый барабан; 8 — карданный вал; 9 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 10 — коробка отбора мощности; 11 — тормозная колодка барабана.

Включение барабана производится кулачковой муфтой 1, перемещаемой при помощи вилки 2. Вилка включения снабжена тормозной колодкой 11, которая упирается в реборду барабана, притормаживает его вращение и не допускает возможности самораспускания троса при разматывании его вручную.

Отличительная особенность этой лебедки — отсутствие тросоукладчика. Перемещение троса производится по направляющему ролику 4. В транспортном положении трос закрепляется за правый передний буксирный крюк.

Привод лебедки состоит из коробки отбора мощности 10 и кардан­ной передачи. Коробка отбора мощности реверсивная, с двумя передачами, передаточное число на наматывание троса 1,0 на разматывание 0,76. Коробка отбора мощности устанавливается на фланец правого люка коробки передай и управляется рычагом 9. Карданная передача от коробки отбора мощности на редуктор лебедки состоит из двух карданных валов с тремя шарнирами и промежуточной опоры.

Правила пользования лебедкой. При движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан, а барабан должен быть включен. Отключают барабан только при ручной размотке тросе. Допус­кается принудительное разматывание троса, при этом нужно вручную выби­рать слабину троса.

Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее четырёх витков троса. Угол отклонения троса от оси автомобиля при подтягивании не должен превышать 15°. При потягивании частоту вращения коленчатого вала двигателя следует увеличивать плавно, резкое увеличение частоты не приводит к увеличения тягового усилия на тросе, но может привести к срезу предохранительного болта

Для самовытаскивании автомобиля необходимо зацепить трос за ка­кой-либо предмет или вбить в землю кол с наклоном в сторону, противо­положную движению автомобиля. Затем включить низшую передачу в раз­даточной коробке и первую передачу в коробке передач (на автомобиле Урал-4320 — передачу заднего хода).

Для увеличения силы тяги необходимо пользоваться блоком с цепью, который придается автомобилю. В этом случае блок укрепляется за посторонний предмет, трос пропускают через ролик блока и концом зацепляется за крюк автомобиля (на автомобиле КамАЗ-4310 при само­вытаскивании назад трос крепится клином к кронштейну на правом лон­жероне рамы).

Запрещается пользоваться тросом лебедки для буксировки другого автомобиля, находиться кому-либо около натянутого троса или под пе­ремещаемым грузом, переключать передачи при подтягивании грузов, протягивать трос через дорогу. При длительной работе лебедки нужно делать перерывы для охлаждения редуктора.

Техническое обслуживание лебедок заключается в проверке и подтяжке всех креплений, смазке втулок вала барабана, смена масла в редукторах, регулировке подшипников и зацеплений червячных пар.

В картер редуктора лебедки автомобиля КамАЗ-4310 заправляется 3,9 л, автомобиля Урал-4320 — 7,5 л, автомобиля ЗиЛ — 2,4 л масла марки ТСп-15К или ТАп-15В.

Метки: зил 131 ☆ камаз 4310 ☆ урал 4320 ☆ устройство автомобиля ☆

Оперение автомобиля < Пред.След. > Система регулирования давления воздуха в шинах

Купить электронная подпись для юридического лица недорого в Москве

выдачи электронной цифровой подписи

  • Контакты:
  • +7
  • круглосуточно
  • без выходных

© Военная Энциклопедия. Карта сайта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]