Используя различные утяжелители для мотоблока, владельцы земельных наделов могут значительно увеличить функциональность и расширить ареал применения этих машин. Мотоблоки и мотокультиваторы являются незаменимыми помощниками при проведении земляных работ на участках большой и малой площади, перевозке грузов на небольшие расстояния. С их помощью на обработку грунта тратится меньшее количество времени и сил. Однако в некоторых случаях даже самая современная и дорогая техника, такая как отечественный мотоблок Нева, не справляется с отдельными задачами. При поднятии целины, работах на склонах и в сырой земле колеса агрегата проскальзывают, так как ему не хватает собственной массы для надежного сцепления. Для того чтобы утяжелить машину, используются различные грузы заводского и собственного изготовления.
Поскольку магазин сельскохозяйственной техники может находиться на значительном удалении от дачного участка, то многие владельцы недвижимости изготавливают приспособления для утяжеления самостоятельно. Иногда самодельные утяжелители для мотоблока устанавливаются для того, чтобы уравновесить его центр тяжести. Такая модификация требуется при проведении посадочных работ или использовании адаптера. Рассмотрим, как можно сделать утяжелители на мотоблок своими руками, используя инструменты и оборудование, которые есть под руками.
Как утяжелить культиватор своими руками
Владельцы маломощных культиваторов, оборудованных электрическим мотором (например, грунтофрез Garden M 750 ET, PATRIOT ELEKTRA 1000 или HYUNDAI T 1810E) сталкиваются с такой проблемой, что при проходе по участку с твердым или средним по плотности грунтом мини-культиватор подпрыгивает и не справляется с поставленной задачей.
Чтобы утяжелить ручной агрегат для вспашки, умельцы сверху на корпус устанавливают пеноблоки или 5-литровую бутылку, наполненную песком. Такая модернизация поможет мини-культиватору эффективно обработать маленький дачный участок, но оператору станет тяжелее им управлять.
Особенности использования
Груз для мотоблока увеличивает вес оборудования, благодаря чему возрастает тяговое усилие. Таким образом, агрегат может более эффективно и глубоко обрабатывать землю даже при тяжелом типе почвы. Утяжелители также повышают качество работы на твердых грунтах, участках под наклоном.
Читать так же: Описание мотоблока Форза МК 80
При помощи этого дополнительного оборудования улучшается сцепление мотоблоков с почвой, достигается баланс всех навесных элементов. Хозяину будет легче управлять техникой и эффективнее возделывать землю.
Как утяжелить мотоблок своими руками
Устранить пробуксовку и повысить КПД легких и средних мотоблоков (таких, как: Нева МБ-2 и МБ-1, Патриот, Ока, Салют и другие) поможет установка самодельных утяжелителей.
Чтобы разобраться, как утяжелить мотоблок правильно, нужно понимать, что есть три способа для достижения конкретной задачи:
- закрепить грузы на корпусе сельхозтехники;
- изготовить утяжелители для колес или грунтозацепов;
- повысить вес навесного устройства (плуга, окучника, отвала-лопаты для уборки снега и других) для улучшения заглубления.
Типы утяжелителей
В зависимости от способа установки и конструкции такие устройства условно разделяют на несколько видов.
Утяжелители для колес мотоблока
Чаще всего используется именно такой вид груза, он крепится на кронштейны с внешней или внутренней стороны колес.
Каркасные утяжелители на корпус
Их применяют в том случае, если нужно еще больше повысить вес мотоблока для обработки почвы, они имеют вид небольших грузов или брусков. Специальные конструкции закрепляют на раме техники с помощью болтов и таким образом, чтобы они не соприкасались с движущимися элементами оборудования.
Утяжелители мотоблока для грунтозацепов
Данные устро йства нужны в том случае, если следует увеличить тяговое усиление. Благодаря этому техника не будет проскальзывать при высокой нагрузке.
Выбирая утяжелители на колеса мотоблока или на его корпус, следует обратить внимание на следующие характеристики:
- ширина дополнительного оборудования;
- диаметр конструкций (для крепления на колеса);
- вес грузов (начинается от 20 кг и в среднем может повысить тяговое усилие мотоблока на 20%).
Перечень инструментов и оборудования
Как правило, на каждом дачном участке имеется достаточное количество металлических изделий и набор приспособлений для проведения широкого спектра работ.
Для того чтобы изготовить утяжелители колес для мотоблока своими руками, потребуются такие инструменты и материалы:
- рулетка;
- сварочный аппарат;
- строительный уровень;
- болгарка с дисками для резки и шлифовки металла;
- электрическая дрель с набором сверл;
- небольшой стальной или алюминиевый бочонок с откручивающейся крышкой;
- блины от штанги весом 5, 10, 20 кг;
- стальной уголок 30-50 мм;
- малярная кисть;
- автомобильная краска.
Утяжеляйте мотоблок так, чтобы всегда была возможность быстрого демонтажа навешанных приспособлений. Они не потребуются при проведении покоса травы и выполнении прочих работ, не требующих прочного сцепления с грунтом. Лишний груз в таких случаях будет мешать и приводить к перерасходу топлива.
Как изготовить утяжелители самим
Чтобы изготовить утяжелители для колес мотоблока достаточно желания, минимум материала и времени. Тут особых сложностей нет. Нужно приготовить будущие детали этого устройства:
- 2 пятикилограммовые гири;
- 2 десятикилограммовых блина;
- 2 корзины сцепления от «Жигулей»;
- шестигранный полнотелый профиль (кусок);
- мотоблочные шплинты (2 шт.).
Все это может заваляться на пункте приема старого лома. Не обойтись без сварочного аппарата с электродами, болгарки с обрезным кругом, дрели со сверлами. Ну и чтобы придать эстетический вид приспособлению, следует запастись краской.
Изготовление:
От шестигранного профиля отрезаются 2 куска, размером около 5 см. В них нужно будет просверлить отверстия для шплинтов. Затем этот отрезок крепят к блину от штанги. Шестигранник вставляется в отверстие от грифа и приваривается.
Потом нужно будет корзину сцепления прикрепить к блину. Для этого применяется сварка — обваривается по окружности маховика. После этого нужно присоединить к сцеплению гирю. Теперь остается все покрасить и дать высохнуть краске.
Делается то же для того, чтобы изготовить утяжелитель для другого колеса. В результате мотоблок станет тяжелее на 50 кг.
Внутреннее отверстие оси мотоблока может вместить шестигранное крепление, поэтому сделанные утяжелители легко можно туда прикрепить. Чтобы смонтировать грузила, в оси сверлят отверстие для шплинта. Теперь утяжелители готовы к установке на колесо. Шплинт не будет выпадать, если его закрепить стальной проволокой.
Если колесных утяжелителей мало, то можно добавить веса корпусу мотоблока.
Для этого варят каркас, крепят его на раме мотоблока. Можно найти блин, который весит не меньше 25 кг, приварить его и закрепить болтом. Важное условие — прорезать отверстие в каркасе, чтобы можно было слить масло из двигателя. Такая конструкция может быть сварена из углового профиля и иметь форму ящика.
Груз на колеса мотоблока своими руками
Самым распространенным способом утяжеления машины является установка дополнительных грузов на колеса. Диски, ось и ступица достаточно прочны, чтобы выдержать добавочный вес до 50 кг. Сделать утяжелители для мотоблока Нева, Угра, Каскад, Русич, Надежда, Форза, Салют, Крот можно различными способами.
Первый способ заключается в изготовлении груза из полых стальных бочек.
Это наиболее простой и доступный вариант, не требующий серьезных финансовых затрат.
Работа проводится в такой последовательности:
- Металлическая бочка разрезается болгаркой на 3 части (дно и верх должны быть высотой 10-15 см — в зависимости от размера мотоблока).
- Донная и верхняя части свариваются по месту разреза. Шов можно укрепить полосой металла.
- В заготовке высверливаются 4-6 сквозных отверстий под болты, при необходимости проводится их усиление стальными шайбами.
- Пустотелые резервуары с помощью длинных болтов и гаек закрепляются на колесных дисках.
- Внутрь насадок засыпаются песок и гранитная крошка или другой сыпучий материал. Для увеличения его плотности добавляется вода.
- Крышка закручивается.
Этот утяжеленный агрегат можно использовать в самых экстремальных условиях. Когда необходимость в дополнительном грузе отпадет, его можно быстро снять, опорожнить и уложить на хранение. Накладки целесообразно всегда иметь при мотоблоке, чтобы быстро его утяжелить, когда в этом возникнет необходимость.
Второй способ представляет собой изготовление съемных утяжелителей из стали. Для этого понадобится шестигранный железный прут, размер которого совпадает с отверстием в оси шасси агрегата. Дополнительно нужно иметь по 2 20-килограммовых блина от штанги.
Последующая работа состоит из таких этапов:
- От профиля отрезаются 2 куска по 5-6 см длиной.
- Куски профиля привариваются к дискам в месте отверстия для грифа.
- В оси агрегата и в профиле делаются сквозные отверстия для шплинтов.
- Сделанные утяжелители цепляются к мотоблоку и фиксируются шплинтами.
Если возникнет необходимость в дополнительном увеличении массы колеса, то можно приварить к накладкам 10-килограммовые блины от штанги. Для придания колесу эстетичного вида к грузам привариваются старые корзины сцепления от ВАЗа. Поверх корзины наносится краска, цвет которой больше всего устраивает владельца.
Третий способ утяжеления колес заключается в изготовлении дополнительного груза из железобетона. Делаются эти грузы таким образом:
- Из песка или гипса делается опока, ее стенки и дно укрепляются цементным раствором или жидким стеклом.
- Из листа стали и арматуры изготавливается объемный каркас, центром которого является полнотелый шестигранник с заранее просверленным отверстием под шплинт.
- Изготавливается тяжелый бетон с использованием мелкого гранитного щебня и наполнителя из свинца.
- Раствор заливается в форму, тщательно уплотняется и выравнивается.
- После набирания бетоном силы его поверхность обрабатывается пропиткой и красится.
Для дополнительного утяжеления бетонных насадок рекомендуется оставлять закладные с резьбой.
Помимо перечисленных способов изготовления, грузы на мотоблок делают из:
- цементных балансиров от стиральной машины;
- свинца, путем отливки нужной формы;
- стального листа и песка.
Последний вариант лучше проделать не с родными мотоблочными пневматическими колесами, а взять пару автомобильных (к примеру, от Жигулей), и провести их модернизацию. Для этого необходимо приварить к ним ступицы от старых колес мотокультиватора, и прикрепить при помощи сварки к боковинам стальные листы. В получившуюся полость засыпается песок или заливается цементная смесь.
Виды утяжелителей
Утяжелители бывают:
- дисковые – применяются главным образом для колёс;
- пластинчатые – для остальных частей мотоблока.
Для колес
Дисковые утяжелители для колес мотоблока крепятся на диски, как ясно из названия. Представляют собой толстые металлические кольца с отверстием в середине. В случаях крайней необходимости могут быть изготовлены и из бетона.
Зафиксировать их можно двумя способами. Самый простой вариант – приварить. Он подойдет в случаях, когда техника постоянно используется на тяжелых грунтах, а также нет необходимости увозить ее в город в конце сезона. В этом случае вполне можно установить несъемные приварные утяжелители.
Обязательно почитайте: Обратная лопата экскаватора
В остальных случаях удобнее и практичнее будет фиксировать грузы болтами. Утяжелители не нужны при покосе травы, перевозке грузов по ровной дороге и других легких работах. Съемные грузы обеспечат свободную регулировку веса в зависимости от условий и при необходимости облегчат транспортировку мотоблока.
Важно помнить, что общий вес колёсных грузов не должен превышать 50 кг. Перегруз приведет к повышенному износу осей и ступиц. Точный уровень нагрузки для конкретной модели рекомендуется уточнять у продавца.
На корпус
Если перед фермером стоит вопрос не только как утяжелить мотоблок, но и как улучшить развесовку, стоит обратить внимание на пластинчатые грузы. Они представляют собой металлические бруски, крепятся на корпус. Могут использоваться в сочетании с колесными. Как в случае с колесными грузами, могут быть съемными или несъемными. Рекомендуется отдать предпочтение резьбовым соединениям.
Утяжелители на колеса
Для грунтозацепов
Грузы для грунтозацепов устанавливаются аналогично колесным. Крепление зависит от конструкции грунтозацепов: они могут устанавливаться со съемом основных колес или монтироваться поверх. Некоторые фермеры попросту заливают центральную часть грунтозацепов бетоном, однако по возможности стоит отдать предпочтение более бережным и техничным вариантам.
Как утяжелить грунтозацепы к мотоблоку
Для выполнения работ на вязкой глинистой или суглинистой почве на мотоблок вместо колес устанавливаются металлические грунтозацепы. С целью сохранения необходимой глубины вспашки необходимо утяжелить машину путем навешивания грузов на ходовую часть агрегата.
Если в качестве грузов выступают заводские утяжелители и их веса не хватает, совместно с ними можно использовать вспомогательные. Изготовить утяжелители самостоятельно:
- модернизировать грунтозацепы путем наваривания металлических блинов;
- сделать бетонные утяжелители (порядок действий тут аналогичен способу изготовления грузов для пневматических колес, только в качестве формы для отливки необходимо взять кастрюлю с прямыми стенками и плоским дном, или срезанную металлическую бочку подходящего диаметра);
- хорошо подходят в качестве груза маховики от двигателя автомобиля ВАЗ 2106 «Жигули», по одному на каждое колесо;
- подобрать шкивы от сельхозтехники на разборке, подходящие по диаметру.
Утяжеление корпуса мотоблока
В некоторых случаях массы колесных утяжелителей оказывается недостаточно. Поскольку перегружать ось не рекомендуется, то проводится добавление веса корпусу агрегата. Сделать это можно разными способами. Самым оптимальным вариантом является закрепление съемного стального каркаса непосредственно на мотоблоке. Основой может быть рама, коробка передач или ниша для установки аккумулятора.
Увеличение массы корпуса проводится в такой последовательности:
- Определение центра тяжести агрегата. Создание проекта каркаса.
- Приваривание к кожуху коробки переключения передач, а к кронштейну руля мотоблока — болтов диаметром 12 мм и длиной не менее 10 см.
- Сваривание каркаса из уголка. Проделывание в нем крепежных отверстий под болты.
- Подгонка каркаса на раме. Высверливание в ней отверстий, соответствующих по расположению отверстиям на каркасе.
- Очистка каркаса от грязи и ржавчины. Покраска изделия и закрепление его на раме.
- Изготовление груза под размер каркаса. Найти нужные детали можно на пункте приема металлолома, где материал сразу порежут на фрагменты нужного размера.
Закрепление утяжелителей на мотоблоке проводится с помощью сварки или болтовых соединений. Второй вариант более длителен в осуществлении, но практичнее в перспективе. Необходимость в снятии дополнительного груза возникает при перевозке агрегата или выполнении легких работ, когда лишнее давление на грунт противопоказано.
Как сделать противовес на мотоблок своими руками
Противовесом называют передний утяжелитель для мотоблока, который вешается на передний бампер-трубу и помогает повысить эффективность вспашки твердой почвы и целины. А также с его помощью можно сместить центр тяжести мотокультиватора, тем самым повысить устойчивость при работе.
Чтобы сделать противовес на мотоблок своими руками, потребуются тяжелые подручные предметы, крепежные элементы и немного смекалки. Рассмотрим несколько вариантов самоделок:
- пятилитровые бутылки, наполненные водой или песком, которые подвешиваются за ручку и крепятся карабином;
- противовес из гири для весов (под нее необходимо сделать оправу из металлической ленты, которая будет вставляться в направляющие из стального профиля, приваренного снизу к раме сельскохозяйственного агрегата);
- отлитый из свинца или цемента утяжелитель в виде параллелепипеда или цилиндра, с заранее вставленными «ушками» из стального прута для подвешивания;
- несколько скрепленных между собой блинов, к крайним из которых привариваются металлические карабины, служащие фиксаторами самодельного устройства.
Как установить утяжелители
При вспашке грузы располагают на переднем дышле. При фрезеровании – между кронштейном руля и коробкой передач так, чтобы мотоблок стоял ровно, не наклоняясь вперед или назад. Перед этим следует определить центр тяжести и следить за тем, чтобы он сместился как можно ниже.
Общий вес грузов не должен превышать 100 кг, а время непрерывной работы – 1 час. Превышение нагрузки приведет к преждевременному износу трансмиссии и постоянной перегрузке мотора.
Обязательно почитайте: Как перевести мегапаскали в килопаскали