Понятие и особенности
Тяговые классы сельскохозяйственных машин — это ключевая характеристика, которая говорит о том какую максимальную тяговую силу способна развить техника. Тяговая сила будет зависеть не только от заводских характеристик, но и от вида почвы при эксплуатации. На глинистой и заболоченной почве тяговые характеристики будут ниже, чем на сухой песчаной. Поэтому заводские характеристики для всех сельскохозяйственных тракторов рассматриваются при соблюдении одинаковых условий эксплуатации.
Классификация тракторов по тяговому признаку осуществляется при грунтовых условиях:
Характеристики почвы | Колесность агромашины | ||
4х2 | 4х4 | На гусеничном ходу | |
Допустимое буксование | менее 16% | менее 14% | менее 3% |
Насаждения | Стерни после высадки колосковых | ||
Допустимая влажность | 25-35% | ||
Плотность почвы | Средняя |
Сила тяги сельскохозяйственной техники выражается цифрами в тонне силе усилия —тс. Одновременно тяговая сила может выражаться в килоньютонах — кН. Соотношение килоньютонов к тонне силе следующее: 1 тс=10 кН. Так, машина 6 тс — это 60 кН. Показатели у одной и той же машины на гусеницах и колесах при эксплуатации могут отличаться, так как проходимость у первой выше.
Порядок проведения маркировки
Технический регламент ТР ТС 031/2012 позволяет маркировать непосредственно саму продукцию, указывать обязательные сведения на специальной табличке и в эксплуатационных документах. В перечень обязательных сведений, которые нужно указать в техническом описании трактором и прицепов, входит список основных характеристик изделия:
- размеры и параметры самоходного средства, прицепа или его компонента;
- технические особенности шасси, устройств для управления, сидений, систем блокировки, иных узлов и агрегатов;
- описание защиты всех основных элементов и систем техники;
- показатели допустимых нагрузок и мощности, расчеты максимальной скорости;
- иные данные, предусмотренные техрегламентов ТС 031/2012.
Техническое описание оформляется на каждую самостоятельную единицу спецтехники, прицеп или компонент. Если на транспорт уже есть сертификат или одобрение типа, выданное по Правилам ООН. Можно заполнить техническое описание с кратким описанием характеристик.
На маркировочной табличке указывается не только единый знак соответствия, но и следующая информация:
- тип, модель, марка транспортного средства или иного устройства;
- наименование производителя, страна выпуска;
- год изготовления;
- номера шасси, двигателя и иных узлов, если они оказаны в технических, эксплуатационных и регистрационных документах.
Табличка крепится таким способом, чтобы ее содержания можно было прочитать без использования дополнительных инструментов или разборки изделия. Вся информация должна быть легко читаема, сохранять надлежащий вид даже при воздействии внешних факторов.
Покупатели техники вправе ознакомиться с техническим описанием и маркировочными сведениями на товар. При поставках и реализации все техническо-эксплуатационные документы должны передаваться продавцом. Также без указанных документов невозможно получить разрешительный документ при сертификации.
Если вы хотите узнать подробнее о сертификации и маркировке сельскохозяйственных и лесных тракторов, прицепов, обратитесь к нашим специалистам. Мы разъясним требования техрегламента ТС 031/2012, поможем оформить разрешительную и сопроводительную документацию.
Основные характеристики сельскохозяйственной техники
Все сельскохозяйственные машины начиная от садового мотоблока, заканчивая крупным промышленными моделями сельскохозяйственных машин, разделяется на 17 групп по силе тяге. Но популярные модели агромашин, которые используются в частных хозяйствах, разделяются на 8 групп. Три первых группы относятся к мотоблокам и мини-технике. Недавно производители стали выпускать еще сельскохозяйственные машины с 7 силой тяги, ранее техника с этим показателем относилась к крупной промышленной. Но в связи с развитием частных ферм, трактор класс 7 стал востребован аграриями и его перенесли к общему назначению.
Основные показатели всех моделей и тяговый класс тракторов таблица ниже:
Сила тяги техники | Мощность техники в л. с. | Возможные тяговые усилия, кН | Средний вес машины, кг | Популярные модели техники | |
На колесах | На гусеницах | ||||
0,1 | — | — | — | Мотоблок садовый | — |
0,2 | 10–14 | 1,8–5,4 | Менее 5 30 | Производительные мотоблоки, мини-трактора. | — |
0,4 | — | — | — | Jinma (120, 264E), отечественные на сегодня не производятся. | — |
0,6 | 22–25 | 5,4–8,1 | 1 500 | Беларус 300, Т30 и Т25. | — |
0,9 | 40–50 | 8,1–12,6 | 2 600 | Т40 | — |
1,4 | 55–75 | 12,6-18 | 2 900 | ЮМЗ 6, Беларус 900, МТЗ 80/82. | — |
2 | 75-90 | 18–27 | Менее 5 000 | Беларус 1220 | Т 70, 54 (специальные) |
3 | 90 | 27–36 | 6 300 | Беларус 1500, Т150к | Т 150, ДТ 75. |
4 | 130–165 | 36–45 | Менее 7 900 | Беларус 2022 | Т 4А, ХТЗ-201. |
5 | От 165 | 45–54 | 7 900 | Белорусский 3023, К 700. | Т 501. |
6 | 300–400 | 54–63 | Менее 11 600 | Джон Дир 9430 | Т 130м |
7 | 300–400 | 63–72 | Менее 11 600 | АТМ Террион 7360 | — |
В таблице представлены основные показатели, которые учитываются при выборе модели. Чем сложнее работы предстоят и больше земельные угодья, тем выше класс техники понадобится.
Тракторы тягового класса 0,2
Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно аг- регатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.
Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.
Виды агротехники
По своим техническим характеристикам, силе тяги и мощности вся сельскохозяйственная техника подразделяется на группы:
- 0,2; 0,4 — мини-трактора. Небольшие маломощные, подходят для работы на частном подворье, используются с навесным и прицепным оборудованием. Применяются в агрокомплексах, для садовых и дорожных работ. Компактные и легкие, легко проходят по узким улицам городов.
- 0,6; 0,9; 1,4; 2 — универсальные машины. Используются для сельскохозяйственных и дорожных работ. Применяются на пропашных, при посадке и уборке урожая, подготовке почвы. В этот вид может входить подгруппа универсально-пропашных машин. Используется для подготовке участков под посадку, для возделывания.
- Трактора класс 3; 4; 5; 6; 7 — машины общего назначения. Подходит для осуществления любых энергоемких дорожных и агроработ. В агрохозяйстве используются в крупных агрокомплексах.
- Отдельная группа с различным тяговыми возможностями — специализированные агромашины, используемые для конкретных культур, например: для уборки и посадки корнеплодов, подсолнечника и т. д.
- Техника с самоходным шасси — узкая линейка, имеет низкую тяговую силу. Например, самый популярный самоходный трактор Т 16.
Самые востребованные виды с различным классом тяги рассмотрим подробнее.
Миниатюрные помощники аграриев
Техника 0,2 тс миниатюрна, но востребована в частных хозяйствах. Сюда относятся мощные мотоблоки и мини-трактора. Подходят для уборки узких улиц, в частном хозяйстве с ее помощью можно выполнять практически любые уличные работы. Средняя цена на рынке, в зависимости от производителя и мощности, от 85 00 р.
Среди популярных выделяются следующие: Белорусские 112; 08К; 132Н и МТЗ 082, Уральский Т0,2, КМЗ 012. Менее адаптированные, китайские агромашины тоже востребованы аграриями: Jinma 100 и 200х; Чери ФД 15; Дофган 244; Хинтай-220; Фотон ТЕ 244.
Дешево и сердито
Распространены среди частных фермерских хозяйств классы тракторов 0,6 и 0,9. Это более мощная агромашина, применяемая для разнообразного вида агроработ на участках от 50 соток. Две популярные модели 0,6 класса выпускаются на Владимирском ТЗ — Т 30 и 25А. Интересная техника с самоходным шасси Т 16. Из современных выделяются: Беларус 310,3 20, 321 и ВТЗ 2032. Мощные сельскохозяйственные машины с хорошей проходимостью и большим количеством навесного и прицепного оборудования.
Тяговый класс 0,9 представлен современными ЛТЗ 55 (производится с 90-х годов на Липецком тракторном заводе) и ВТЗ 45 от Владимирского ТЗ. Из проверенных годами, выделяются Т 40 и 40А. Средняя цена на рынке от 170 тыс. р.
Практичные и популярные
Среди самых практичных и популярных у аграриев выделяются агромашины класса 1,4 тс. Справляются с работами лучше мини-видов, так как мощность подходит для выполнения любых видов работ в полях и на дорогах. Популярны трактора этого класса в строительной сфере, так как цена значительно ниже мощных производственных моделей.
Среди ярких представителей 1,4 тс выделяются трактора МТЗ 80 и 82 (выпускает Минский тракторный завод), Беларус 900. МТЗ 80 выпускается с конца 80-х годов и зарекомендовал себя только с положительной стороны. Подходит для работы на любых видах почвы и используется при различных погодных условиях. Средняя цена от 360 тыс. р.
Мощные универсалы
Интересен для различного вида работ тяговый трактор класса 2 тс. До 80-х годов агромашины класса 2 выпускались только на гусеницах. Среди таких известны: Т 70 и 54В. Колесным класса 2 из ранних считается ЛТЗ 155. Используется для строительных, дорожных и агроработ. Высокопроизводительные с высокими техническими характеристиками. Среди последних выделяются: Беларус 1221 и улучшенный 1222, Джон Дир 6020, 6130D производства США . Цена начинается от 270 тыс. р. Импортные стоят от 450 тыс. р. Но не всегда импортные трактора адаптированы под наши погодные условия.
Тема 4 Технология работ при техническом обслуживании тракторов
План:
4.1 Значение, виды и состав работ по техническому обслуживанию тракторов.
4.2 Технические средства выполнения работ по техническому обслуживанию тракторов.
4.3 Особенности технологии технического обслуживания энергонасыщенных тракторов на ремонтно-обслуживающих предприятиях районного уровня.
4.1 Значение, виды и состав работ по техническому обслуживанию тракторов
К числу основных и наиболее экономически эффективных мероприятий по поддержанию машин в исправном состоянии при их использовании и хранении является техническое обслуживание (ТО). Это подтверждается опытом ряда хозяйств нашей республики в 1970–1980 гг., где было организовано высококачественное ТО. Затраты на капитальный ремонт в результате этого были сокращены в три раза по отношению к общесоюзному уровню. Специалисты по технической эксплуатации утверждают, что соблюдение правил ТО в 2–3 раза сокращает число отказов тракторов, позволяет на 8–12% экономить нефтепродукты и на 30% уменьшить расход запасных частей и увеличить ресурс их работы в 2–2,5 раза. Из практики известно, что при увеличении срока замены масла на 50% ресурс двигателя снижается более чем на 5–10%. К таким же последствиям приводит смешивание разных сортов масла и их подмена.
ТО — это комплекс работ для уменьшения изнашиваемости деталей, предупреждения неисправностей, а также выявления их с целью своевременного устранения и поддержания работоспособности изделия.
Виды технических обслуживаний и условия их проведения представлены в табл. 1.1. Периодичность технических обслуживаний приведена в моточасах, иногда в целях упрощения планирования и управления техническим обслуживанием периодичность для тракторов указывается в литрах израсходованного топлива, физических га или условных эталонных га.
Техническое обслуживание при обкатке (ТО-0) выполняется для новых или капитально отремонтированных машин, а также при установке на машину нового или капитально отремонтированного агрегата, особенно двигателя. Цель — завершение приработки трущихся поверхностей и их подготовка к работе с полной нагрузкой. Известно, что приработка в основном завершается для двигателей через 50–60 моточасов, а агрегатов трансмиссии через 85–100 моточасов.
Таблица 1.1
Периодичность и условия проведения ТО тракторов
Виды ТО | Периодичность ТО, условия проведения |
При эксплуатационной обкатке (ТО-0) | При подготовке, проведении и окончании работы |
Ежесменное (ЕТО) | 8–10 часов |
Первое (ТО-1) | 125 мото-ч. |
Второе (ТО-2) | 500 мото-ч. |
Третье (ТО-3) | 1000 мото-ч. |
Сезонное при переходе к весенне-летнему периоду (СТО-Л) | При установившейся средней tвоздуха> + 5 ºС |
Сезонное при переходе к осенне-зимнему периоду (СТО-З) | При установившейся средней tвоздуха< + 5 ºС |
В особых условиях эксплуатации | При эксплуатации трактора: — на песчаных почвах; — при длительных низких и повышенных температурах; — на каменистых почвах; — на болотистых почвах. |
При подготовке к кратковременному хранению | Между периодами работы |
При подготовке к длительному хранению | Не позднее 10-ти дней с момента окончания периода использования |
В процессе длительного хранения | Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в 2 месяца при хранении в закрытом помещении |
При снятии с длительного хранения | За 15 дней до начала использования |
Гарантийные обязательства после периодического ТО для трактора и его составных частей должны составлять 80% срока до одноименного вида ТО.
Обслуживание предусматривает: расконсервацию машины, подготовку к работе аккумуляторных батарей, проверку уровней масла и смазки, регулировку натяжения ремней, гусеничных цепей, давления в шинах, производится заправка системы охлаждения и топлива. Проверяют и при необходимости подтягивают наружные резьбовые соединения. Прослушивают работу двигателя, контролируют работу рулевого управления, тормозной системы, главной муфты сцепления и показания приборов.
Машина должна быть задействована в этот период на легких работах, например, транспортных. В процессе работы следят за состоянием всех механизмов, контролируют отсутствие течи, тональность шума, чрезмерность нагрева, правильность функционирования основных механизмов.
По окончании обкатки регулируют зазоры в клапанах двигателя, муфты сцепления, механизма управления и тормозах. Подтягивают крепление головок блока цилиндров и других сборочных единиц. Очищают центробежный маслоочиститель, промывают фильтры, заменяют масло в дизеле и его составных частях, силовой передаче (при отсутствии фильтра для очистки масла) и производят смазку механизмов.
ЕТО выполняется в конце или по окончании смены и предусматривает следующие работы: очистка, протирка, при необходимости мойка, осмотр, подтяжка, устранение течи, контроль уровня масла, охлаждающей жидкости. Производится дозаправка, контроль исправности двигателя, рулевого управления, тормозов, системы освещения и сигнализации. При ЕТО используется инструмент прилагаемый к машине.
Состав работ, выполняемый при ТО-1 через 125 мото-ч:
1) осмотр, очистка и мойка трактора;
2) проверка и при необходимости регулировка натяжения приводных ремней, давления в шинах, натяжение гусениц;
3) обслуживание воздухоочистителя (промывка кассет и дефлектора, замена масла);
4) слив отстоя из баков и фильтров грубой очистки топлива, масла из тормозных отсеков заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсатов из воздушных баллонов;
5) обслуживание батарей аккумуляторов;
6) доливка масла и смазка основных частей трактора;
7) проверка состояния наружных креплений составных частей, их работоспособности и исправности на холостом ходу и под нагрузкой, герметичности соединения воздухоочистителя и впускного трубопровода, работы центробежного маслоочистителя.
Работы при ТО-2 через 500 мото-ч. начинаются с выполнения операций ТО-1, а при ТО-3 с операций ТО-1 и ТО-2. Все остальные работы, которые предусматриваются технологией при ТО-2 и ТО-3 называются дополнительными. В их перечень по ТО-2 входят:
1. Проверка и при необходимости регулировка:
— форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива;
— зазора между клапанами и коромыслами;
— муфты сцепления основного двигателя;
— механизма включения вала отбора мощности;
— тормозка карданной передачи;
— тормозов и их приводов;
— рулевого управления и механизмов управления поворотом гусеничных машин.
2. Очистка ротора центробежного маслоочистителя, замена масла в картере двигателя с промывкой системы смазки и других составных частей согласно таблице смазки.
3. Устранение обнаруженных неисправностей.
К дополнительным работам при ТО-3 через 1000 мото-ч. относятся:
§ оценка технического состояния трактора и его составных частей;
§ замена масла в картере двигателя и других составных частях с промывкой систем, картеров, корпусов, фильтров, топливных баков, элементов фильтров тонкой очистки топлива;
§ подтяжка крепления головки блока цилиндров основного двигателя;
§ очистка, регулировка и настройка снятых с двигателя топливного насоса и форсунок с проверкой угла опережения подачи топлива;
§ снятие, разборка и ремонт генератора, стартера;
§ регулировка подшипников направляющих и ведущих колес, конечных передач, опорных и поддерживающих катков, сходимости передних колес;
§ проверка состояния реле-регулятора, регулировка и осмотр электропроводки с изоляцией поврежденных мест.
Сезонное ТО при переходе на осенне-зимний период включает:
Ø заправку системы охлаждения антифризом;
Ø проверку работы термометра, термостата и шторки жалюзи;
Ø замену масла и смазки в картере двигателя и других составных частях с промывкой системы смазки и картеров;
Ø промывку баков, отстойников системы питания дизеля и пускового двигателя;
Ø замену фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива;
Ø приведение в соответствие с периодом эксплуатации плотности электролита в АКБ;
Ø регулировку реле-регулятора в соответствии с периодом эксплуатации;
Ø закрепление или снятие утеплительного чехла двигателя, утепление кабины.
Из приведенных перечней работ по ТО тракторов можно выделить следующие технологические операции:
— моечно-очистные;
— контрольно-испытательные;
— регулировочные.
Тракторы тягового класса 6
Тракторы тягового класса 6 предназначены для выполнения мелиоративных, дорожных, плантажных и других работ, а также вспашки. К этому классу относится гусеничный трактор Т-130 с четырехцилиндровым дизелем мощностью 117,8 кВт (160 л. с). Ширина колеи 1880 мм; дорожный просвет 407 мм; скорость движения вперед 3,63…12,45 км/ч, назад 3,53…9,9 км/ч.
Tags: Трактор
Вперед Классификация автомобилей
Все записи
Назад Классификация тракторов и их виды