Вилочный погрузчик в настоящее время является одним из наиболее распространенных и востребованных типов грузоподъемного оборудования, благодаря своей универсальности находящим применение в различных сферах профессиональной человеческой деятельности по всему миру. С помощью этой техники повышается скорость и эффективность операций по перемещению, погрузке, разгрузке различных грузов на поддонах, а также по их последующему штабелированию, что помогает оптимизировать рабочие процессы и сократить использование ручного труда. Так, вилочные погрузчики применяются как внутри складских помещений различных размеров и на прилегающих к ним территориях, так и в портах, таможенных терминалах, на вокзалах, на объектах строительной, торговой сфер, в коммунальном и сельском хозяйстве.
Сейчас вилочные погрузчики есть в продуктовых портфелях практически каждого крупного производителя складской техники. Широкий ассортимент моделей, различающихся по ряду факторов, предоставляет потребителям возможность приобретения оптимального инструмента решения производственных задач, исходя из сферы деятельности и условий эксплуатации. К примеру, для использования в узких проходах и в помещениях с высокой плотностью стеллажных систем предусмотрены специальные компактные образцы, отличающиеся мобильностью и отличной скоростью передвижения. Также производители предлагают, как модели, рассчитанные на работу на больших высотах без необходимости горизонтального перемещения грузов на длительные дистанции, так и внедорожные версии погрузчиков, предназначенные для преодоления больших расстояний по сложным покрытиям в загруженном состоянии.
Впрочем, зачастую как раз из-за такого разнообразия выбор становится делом крайне сложным, и поэтому, чтобы деньги не были потрачены впустую, перед покупкой нужно знать, на какие параметры стоит обращать внимание в первую очередь. Сегодня речь пойдет непосредственно о технических характеристиках самих вилочных погрузчиков.
Тип силового агрегата
Двигатель является главным элементом вилочного погрузчика, и его тип, модель и технические характеристики напрямую влияют на общие показатели производительности машины.
Исходя из типа привода, все современные погрузчики разделяют на автопогрузчики и электрические.
Внутри первого класса также происходит деление в соответствии с типом используемого топлива на бензиновые, газовые, газ-бензиновые и дизельные модели. К ключевым характеристикам силовых установок в данной категории относят мощность, объем, а также экологичность. Так, для работы на открытых площадках и внутри хорошо проветриваемых комнат чаще применяют погрузчики с дизельными или бензиновыми двигателями, а для эксплуатации в закрытых помещениях больше подходят газовые или газ-бензиновые модели либо же электрические, являющиеся на данный момент наиболее экологичным и экономичным вариантом.
В свою очередь в классе электропогрузчиков выделяют образцы с силовыми агрегатами с технологией постоянного или переменного тока, а также с позиционированием аккумуляторной батареи сверху или сбоку. Параметрами, играющими ключевую роль при подборе электрических погрузчиков, являются напряжение, тип, размер и емкость АКБ. В свою очередь выделяют свинцово-кислостные, гелевые, литий-ионные аккумуляторы.
Виды вилочных погрузчиков
Они делятся на несколько видов, в зависимости от технической характеристики, положенной в основу классификации. Среди основных параметров, которыми отличаются разные модели:
Количество колес
По количеству опорных колес погрузчики делятся на:
- четырехопорные;
- трехопорные.
У трехопорных на задней оси установлено одно колесо (или два, но близко друг к другу), что обеспечивает высокую маневренность, но меньшую поперечную устойчивость и требует ровной площадки. Четырехопорные менее маневренны, но более устойчивы, их грузоподъемность выше.
Тип колес
Погрузчик оснащается колесами:
- литыми;
- пневматическими.
Цельнолитые шины экономичнее, долговечнее пневматических, не боятся проколов. Пневматические больше подходят для особо деликатного перемещения по неровной поверхности в силу лучшей амортизации.
Тип двигателя
В зависимости от его типа выделяют погрузчики:
- электрические;
- дизельные;
- газовые;
- бензиновые.
Дизельные двигатели — среди наиболее распространенных (дизельное топливо дешевле бензина). Их оптимизируют, снижая шумность, вибрацию и уровень загрязнения окружающей среды (фильтры). Двигатели на сжиженном газе отличаются экономичностью и пригодны для закрытых помещений. Электрические — самые экологичные и безопасные.
Тип устройства для подъема и его расположение
Выделяют следующие виды:
- с вилочной кареткой спереди (фронтальные);
- с вилами сбоку (полуповоротные);
- ковшевые (ковш навешен).
Допустимая весовая нагрузка
По показателям номинального веса, с которым можно работать, погрузчики делятся на:
- легкие (0,5 — 2 т);
- средние (2-4 т);
- тяжелые (4-10 т);
- большегрузные (свыше 10 т).
Выбор зависит от задач, которые предстоит выполнять. При выборе подходящей модели имеет смысл учитывать другие эксплуатационные показатели, например, максимальную высоту и скорость подъема.
В отдельные категории часто попадают электропогрузчики и автопогрузчики.
Электропогрузчики
Оснащаются электромотором и аккумулятором, чаще всего используются в складах, в закрытых помещениях и в пищевой промышленности, так как не дают выхлопа, не загрязняют воздух.
Автопогрузчики
Работают на дизельном топливе, бензине или природном газе. Их иногда можно увидеть внутри помещений, но в подавляющем большинстве случаев их используют на открытых площадках.
Формально к погрузочной технике такого типа относятся также штабелеры и ричтраки, предназначенные для работы со стеллажами различной высоты — они тоже оснащены вилочными подъемникам, как основным функциональным элементом.
Непосредственное назначение техники с вилочным подъемом — перевозка, погрузочно-разгрузочные операции с поддонами разных типов, для чего она приспособлена идеально. Но это далеко не все, на что она способна, ее функциональность можно кардинально расширить, применив сменные приспособления, как правило, навесные. Оснастив ими агрегат, его можно использовать для более широкого круга задач.
Выбирая навесное оснащение, следует принимать во внимание его вес и тот факт, что общая грузоподъемность агрегата уменьшится, на нее отрицательно повлияет вес самого оснащения и неизбежное смещение центра тяжести.
Грузоподъемность машины
Еще один важный параметр вилочного погрузчика — грузоподъемность, являющаяся по факту отправной точкой при проектировании, от которой зачастую зависят все остальные технические характеристики машины, от высоты подъема груза до типа мачты.
Выделяют максимальную и номинальную грузоподъемность. Под первой принято понимать наибольший вес груза, который машина способна поднять на заданную максимальную высоту при зафиксированном положении центра тяжести. Номинальной же грузоподъемностью называют ту массу изделия, что техника способна перемещать на обозначенную фирмой-изготовителем высоту. Примечательно, что ряд компаний указывает только один тип-либо максимальную, либо номинальную грузоподъемность.
Исходя из возможностей подъема современные вилочные погрузчики формируют несколько групп. Так, к малым погрузчикам относятся модели грузоподъемностью от 1 до 4 т, а к среднему классу — образцы, грузоподъемность колеблется в диапазоне от 4 до 10 т. Класс, принятый обозначать как «выше среднего», объединяет погрузчики, способные поднимать грузы весом от 10 до 16 т. И, наконец, к тяжелым погрузчикам относят модели с грузоподъемностью от 16 т. От грузоподъемности зависит и еще один важный параметр — высота подъема. Сейчас на мировом рынке представлены модели, способные перемещать грузы на высоту от 3 до 7 м.
Грузоподъемность погрузчика, что надо о ней знать?
Складские работы перемещения и складирования грузов выполняются, как правило, вилочными погрузчиками. Применение погрузчика позволяет выполнять складирование грузов, поднимая его на определенную высоту и перемещать на значительные расстояния для разгрузки/погрузки.
Рынок погрузчиков разнообразен и есть возможность выбрать тот, который будет соответствовать условиям предстоящей работы. Немаловажной характеристикой этой техники является грузоподъемность. По этому критерию погрузчики делят на тяжелые. выше среднего, средние и малые.
Положение центра тяжести и номинальная грузоподъемность
Выбирая погрузчик, следует учесть несколько критериев по грузоподъемности:
- Положение центра тяжести поднимаемых/перемещаемых грузов (расстояние от передней стенки захвата вил по горизонтали до центра тяжести груза).
- Номинальная грузоподъемность погрузчика (установленный вес груза производителем с заданным положением центра тяжести и высотой, на которую может быть поднят груз — W1).
Максимально допустимый вес груза меняется и зависит от расстояния между центром передних колес и центром нагрузки на вилочный захват. Поэтому, не совсем корректно считать, что погрузчик имеет указанную грузоподъемность вне зависимости от положения груза на вилах.
В реальности, на диаграмме грузоподъемности (см. рисунок) для удобства отражен центр груза вместо расстояния между центром передних колес и центром груза.
Диаграмма грузоподъемности
Данная диаграмма показывает уменьшение грузоподъемности при расстоянии центра груза свыше номинального. Кривые в диаграмме приведены для различных максимальных высот подъема, т.е. при увеличении высоты подъема уменьшается допустимая нагрузка.
Для примера:
Вес груза – 2,5 тн находится в пределах нормальной грузоподъемности погрузчика при высоте стойки в 4,5 м и центре груза равном 100 см от передней стенки вил. На диаграмме следует найти пересечение вертикали с отметкой центра груза в 100 см до верхней кривой и горизонтали на шкале грузоподъемности.
В соответствии с диаграммой максимально поднимаемый вес груза при центре 100 см составит 1,8 т, а это значит, что груз в 2,5 т слишком тяжелый и погрузчик будет опрокинут.
avtopogruzchik.ru
Тип грузоподъемной мачты
Грузоподъемная мачта представляет собой еще один значимый рабочий орган вилочного погрузчика, поэтому ее характеристики, к которым относятся:
- количество секций,
- минимальная и максимальная высота,
- угол наклона вил,
- привод регулировки вил
- высота подъема каретки,
также должны учитываться при выборе.
От типа мачты зависит характер работы вил. Так, есть двухсекционные и трехсекционные конструкции мачты, в которых вилы могут иметь свободный ход. Стоит обращать внимание и на такой параметр, как скорость подъема мачты, влияющий на оперативность и точность выполнения рабочих операций.
Габаритные размеры
От габаритных размеров, которые включают высоту, ширину, а также длину с вилами и без, зависит способность машины функционировать в помещениях с ограниченным пространством.
Под габаритной высотой при сложенной мачте подразумевают дистанцию от поверхности передвижения до верха или другой самой высокой части погрузчика при сложенном положении, а также при нахождении вилочной каретки в нижнем положении.
Габариты влияют еще на один важный параметр — маневренность. Эта техническая характеристика, служащая залогом безопасной работы машины в помещениях с разной конфигурацией, зависит от радиуса поворота и минимальной шириной прохода, нужной для передвижения погрузчика в снаряженном состоянии. Согласно спецификациям, радиусу поворота и габаритам груза необходимо соответствовать минимальной ширине проездов в складских помещениях.
Технические характеристики
Компоненты и узлы погрузчика в значительной степени определяют его возможности. Так, шины должны соответствовать характеру дорожного покрытия. От такой, на первый взгляд, «мелочи» зависит, будет ли погрузчик успешно работать. Радиус разворота машины и размеры груза должны соответствовать минимальной ширине проходов в помещении. Бо’льшая высота подъема вилочной каретки может быть необходима при погрузке поддонов в два яруса в грузовые фургоны и железнодорожные вагоны. Установка каретки бокового смещения вил может быстро окупиться благодаря увеличению производительности погрузчика, а также повысит уровень безопасности работы. С увеличением скорости движения может либо увеличиться производительность, либо снизиться безопасность работы. Благодаря более плавной работе тиристорных гидравлических органов управления меньше вероятность повредить груз. Разумеется, почти за каждое техническое решение, делающее работу на машине более эффективной и удобной, приходится платить, поэтому при выборе машины надо искать разумное сочетание желаемых характеристик погрузчика и стоимости. Основные параметры, которые надо определить в этом разделе, это:
- максимальная грузоподъемность;
- номинальная грузоподъемность;
- маневренность (радиус поворота, минимальная ширина прохода для погрузчика с грузом);
- грузоподъемная мачта (высота при полностью выдвинутой мачте, высота подъема каретки с вилами, число секций мачты, увеличенный наклон мачты, увеличенная высота подъема каретки, привод регулировки вил);
- длина и тип вил;
- тип ходовой части;
- электрический двигатель (переменного или постоянного тока, напряжение, типоразмер и емкость аккумуляторных батарей, способ их снятия – сбоку или сверху, наличие индикатора износа щеток электродвигателя);
- двигатель внутреннего сгорания (мощность, марка);
- скорость движения (переднего хода с максимальной нагрузкой, заднего хода с максимальной нагрузкой);
- скорость подъема и опускания вил (с нагрузкой);
- максимальный преодолеваемый подъем (с нагрузкой);
- усилие на буксировочном крюке;
- органы управления направлением движения (педали, рычаги);
- гидравлическое оборудование;
- органы управления (ручные, на тиристорах или транзисторах).